Запитання служителю: Что такое слово ‘наушник’ и что оно значит в этом тексте?
Антон спрашивает: Что такое слово ‘наушник’ и что оно значит в этом тексте?
Отвечает Андрій Зубчук, бакалаврант богословия:
Притчи 16:28 Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей.
Первым делом, очень вам благодарен за такой необычный вопрос! Действительно, в контексте этого текста, это слово имеет не последнюю роль в его понимании. Поэтому, для полного понимания сего текста, предлагаю вместе рассмотреть возможные значения слова «наушник». Для этого, сначала, нужно пройти несколько этапов, первый из которых – сравнение переводов. К примеру, приведенный текст был в редакции RST, но стоит взглянуть и на перевод BTI`15 этого же стиха (Пр. 16:28):
«Коварный человек сеет раздоры, и сплетник разлучает друзей»
Здесь мы видим то, что используется слово «сплетник», которое по смыслу соприкасается со словом «наушник», относительно чего мы убедимся немного позже. Сейчас же нас интересует то, что таит в себе древняя редакция (LXX) данного текста в буквальном переводе:
«Муж коварный рассылает зло и светильник хитрости разжигает злых и разобщает друзей»
В этом же переводе используется немного другая метафора, которая только дополняет значение слова «наушник» в данном контексте. Но окончательный аккорд задает русский словарь в 4-рех томах, буквально изложая смысл данного слова: «тот, кто наушничает; доносчик».
Учитывая все вышеизложенное можно сделать некоторые умозаключения. «Наушник» в первую очередь тот человек, который держит свои уши в остро, чтобы услышать информацию как можно поинтереснее. Но характеристика людей такого типа не заканчивается на этом – услышанное может распространяться то ли в чистом или искривлённом виде, ради своего интереса или простой суеты. То есть, мы видим, как Старый Завет описывает далеко не добросовестного человека, язык которого только разжигает спор между друзьями, даже более того. Также в стороне не остался и Новый Завет заключительно развивая сию идею (Иак. 3:5-6), по факту обозначая последствия небрежного отношения к языку, который может говорить слова, не имеющие запах жизни:
«Вот и язык: мал он в теле человека, но сколь многим может похваляться! Подумайте только, какой большой лес загорается от одной малой искры. Язык — что огонь. Расположенный между другими частями тела нашего, он может стать средоточием зла, которым оскверняется всё тело и от которого сгорает порой вся жизнь человека — язык от огня геенны возжигается».
С уважением,
Андрей