Есть ли что прочное?
В одном фантастическом рассказе автор описывает странный город, в котором все, само по себе, за ночь перемещалось с места на место. Двигались дома, заборы, деревья, предметы в квартирах… Улицы, пейзажи за окном меняли свои очертания каждое утро. Кто-то засыпал под пение соловья в кустах сирени под окном, а просыпался от шума горного потока. Город, в котором ничего не оставалось на своем месте дольше двадцати четырех часов!
На первый взгляд это интересный и разнообразный мир, в котором не соскучишься. Но, представьте себе, что вы вечером проводили свою девушку до подъезда, а завтра, купив цветы и придя на знакомую улицу, обнаруживаете фонтан, на месте ее дома. Где искать? Каково это – жить в мире, где нет ничего прочного, и все изменяется?
Насколько надуман такой мир?
Две тысячи лет назад, на сражениях гладиаторов в римских цирках, жест – сжатый кулак с опущенным вниз большим пальцем – означал смертельный приговор для проигравшего. Сегодня в большинстве стран Западного мира, тот же кулак с поднятым вверх большим пальцем, означает просьбу подвезти «автостопом». В России – этот знак – одобрение чего-либо, или высшее качество…
В ХVIII веке, гулять с собакой по улице для дамы считалось неприличным – питомец мог ввести в конфуз владелицу, « справив естественную нужду» публично. Наши современницы менее щепетильны, поставив выше морали любовь к животным…
Конечно, эти этические «мелочи» вряд ли способны усложнить жизнь, и не достойны обсуждения….
Как быть с более серьезными моментами? У арабов, триста лет тому назад, за кражу отрубали руку. В нынешнее время банкир, разбогатевший на чьем-то банкротстве – «ас» бизнеса!..
В Библейские времена за прелюбодеяние побивали камнями. Теперешние донжуаны – любовные «супергерои» – пример для подражания обеих половин человечества…
Посягательство на чью-то жизнь всегда считалось самым серьезным преступлением, но сегодня, во многих странах, на самом высоком уровне, обсуждается вопрос об эвтаназии – разрешить, или не разрешить убийство по просьбе…
Об этих «неожиданных поворотах» человеческой жизни многие из нас не задумываются до тех пор, пока беда не войдет в наш собственный дом.
Хочу предложить для размышления вопросы, которые однажды задали пасторам на семинаре по этике. В ситуации, описанной в этих тестах, мог бы оказаться любой человек:
1) Вы едете в автомобиле на загородную прогулку. За рулем ваш отец (муж, жена, или другой близкий человек). Внезапно на шоссе выбегает человек. Удар. Пока вы пытаетесь сообразить, что произошло, отец, не снижая скорости, уносится прочь. Каковы ваши дальнейшие действия?
При кажущейся простоте ответов на вопросы, постарайтесь не торопиться и учесть все факторы. Помните, что все это касается вашей жизни или жизни дорогих вам людей! Например: если вернетесь, водитель наверняка может сесть в тюрьму. Если поедете дальше – всю жизнь и пассажира, и отца будет мучить совесть, как убийц…. Для усиления впечатления попробуйте представить, что это вас сбила машина…
2) Вы заболели гриппом. В больнице, при переливании крови, вас заразили СПИДом.
Только не спешите сотрясать кулаками воздух от возмущения. Может оказаться, что санитарка – многодетная мать-одиночка. Устав дома, от забот о воспитании детей, в ночную смену по рассеянности прокипятила шприцы вместо положенных сорока пяти минут – тридцать. Осудив ее, вы можете оставить сиротами пятерых детей (если это вам интересно).
3) Беременна девочка четырнадцати лет. Врачи сказали: « Рожать нельзя. Может умереть. Чью жизнь вы бы сохранили: беспечной «матери», или несчастного ребенка?
Помните! Вопрос о жизни и смерти. У вас достаточно смелости примерить на себя мантию судьи?
4) Вторая мировая война. Вы укрываете беглого еврея. Звонок в дверь. На пороге – гестапо. Звучит с угрозой: « В доме есть евреи?»
Этот «ребус» хорошо предложить христианам, и чтобы никто из неверующих не слышал. Как вы справитесь с задачей: знаете, что лгать – грех, Бог вряд ли одобрит подобный «выход»; выдадите несчастного – его ждет неминуемая смерть и снова Бог не на вашей стороне; не выдадите – конец пришел вам…
5) Самолет терпит крушение в пустыне. Уцелело одиннадцать человек. Ни воды, ни пищи. Через сорок дней спасатели обнаружили обломки. Трое переживших катастрофу «выстояли» до конца. Они выжили, питаясь мясом своих товарищей.
Среди кого вы предпочли бы оказаться: среди тех, кто обедал сородичами, или среди тех, кем обедали? Может быть, у вас есть другой вариант?
Не сомневаюсь, что при ответах на эти вопросы, вы испытаете определенные трудности, если у вас осталась хоть капля совести. Хотя есть и более простое решение. Нынешнее поколение крепко встало на «лыжи» перемен, изобретя термин «ситуационная этика». Это «умное» выражение, на самом деле означает: что в разных ситуациях, мы имеем право поступать по-разному – в зависимости от обстоятельств. «Сегодня смерть – зло, завтра может оказаться добром». «Ложь во благо»; «не воровство, а экспроприация»… Вы тоже в это верите в эти «взрослые» сказки?
НАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОИСХОДЯЩЕМУ В ЭТОМ МИРЕ ОСТАЕТСЯ НЕИЗМЕННЫМ, ИЛИ МЕНЯЕТСЯ, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СИТУАЦИИ? КАК ЖИТЬ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ? КАК НЕ ПРЕВРАТИТЬСЯ В ЖИВОТНОЕ, ПЕРЕСТАВ СЕБЯ УВАЖАТЬ? ЕСТЬ ЛИ ЧТО-ТО ПРОЧНОЕ ДЛЯ ВСЕХ ВРЕМЕН И НАРОДОВ?!
Эта проповедь может серьезно поколебать вашу уверенность в такой сомнительной этике, если, конечно, вас не устраивает быть и «киллером» и «Дюймовочкой» одновременно. Но не бойтесь сомневаться в том, что считаете сомнительным, нас ведь трудно испугать, но продолжайте быть честными, хотя бы с самими собой, прислушайтесь к своему сердцу – и, если нужно, смело измените взгляды! На это нужно настоящее мужество.
Однажды ввязавшись в молодежную «разборку», я остановил накалившиеся страсти простым вопросом: «Кто такой настоящий мужчина?» Ребята застыли, подняв для удара кулаки, с подозрением глядя исподлобья. « Кто может за себя постоять!» — выпалил кто-то. Сверстники одобрительно загудели. « А что труднее: дать сдачи, или стерпеть?» — продолжил я. После некоторого замешательства выкрикнули: «Хм! Конечно, не дать сдачи!». « Выходит, больше мужества у того, кто не стоит за себя?»… Озадаченно притихли… Пауза затянулась… Стали расходиться…
Конечно, если не даешь сдачи из страха – это трусость! Но если из принципа – это настоящее мужество!
Есть книга, которая незаслуженно забыта самой бескомпромиссной частью человечества – молодежью. Имя ей – Библия. И для юношеского максимализма (в лучшем смысле этого слова) нет более принципиального друга, чем она!
Судите сами: если вы устали слышать ложь – обратитесь к ней, она всегда черное называет черным и никогда наоборот. Плохие «дяди» в ней всегда плохие, но если исправляются – она не боится хвалить. Хороший, но слабый – непременно имеет в ней шанс. Она всегда говорит о тебе так, как будто на земле дороже никого нет. Никогда не занята, всегда к твоим услугам – без обедов и выходных – только позови. При этом ее никогда не «купишь» и не обманешь.
История, поэзия. Детектив и батальные сцены, чудеса почище «киношных»! Любовь и ненависть, драма и эротика, тонкий юмор и философия. А герои! На выбор: Самсон – гусар и силач; Давид – мужественный воин и лирический поэт. Илия – одинокий страж справедливости; Суламита – очарованье любви…. И, конечно же, главный герой – Иисус Христос! Более верного, доброго, бескомпромиссного идеала не найти!
Жизнь и смерть, Бог и сатана, добро и зло, космос и ангелы, чудеса и обыденность, взлеты и падения, прошлое и будущее все здесь, все для тебя!
И сегодня хотелось бы сказать, что Библия единственная книга, отстаивающая постоянство. В зыбком мире, где никому нельзя верить, она предлагает точку опоры.
Исход 20 глава:
«Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего». (Исход 20:12-17).
На первый взгляд кажется немного «занудно». Признаюсь, и я сам, когда вижу частицу «не» так часто – чувствую желание заткнуть уши. Но молодость – это творчество! Что мешает нам с вами раскрасить эту картинку?! Попробуем?..
«Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе…»
…В маленьком шахтерском городке все были ошеломлены и испуганы. Матери не пускали дочерей гулять по вечерам. Народу на улицах в темное время суток поубавилось. Страх, казалось, бродит по пустым переулкам…. В заброшенном складе нашли труп шестнадцатилетней девчонки. Медики констатировали – смерть наступила в результате сильных побоев. Перед смертью девушка была изнасилована…. Через неделю обнаружен еще один труп на другом конце города. Почерк тот же…
Убийцу скоро нашли. Горожане вздохнули свободно. Но присутствовавшие на судебном заседании надолго утратили покой, услышав подробности дела….
Адвокат был человеком «дотошным», зная, что добиться смягчения приговора не удастся, решил, хотя бы для себя, разобраться в причинах, побудивших преступника к такому зверству. Оказалось: эта ненависть к женскому полу у насильника оказалась оттого, что его разведенная мать, с двух лет, зажимала детородный орган мальчика бельевой прищепкой, освобождая только для того, чтобы ребенок отправил естественные потребности. Подруги «присоветовали». Этот кошмар длился четырнадцать лет! Она приговаривала: « Чтоб на девок не заглядывался!» мальчик вырос запуганным и злобным. После ее смерти, парень начал мстить всем женщинам, взрослых боялся – они напоминали ему родительницу — поэтому искал тех, кто беззащитнее…
Ошеломленный этим фактом адвокат хотел понять: как мать могла такое сотворить со своим ребенком! Он выяснил, что эту женщину с десяти лет регулярно избивал и насиловал собственный отец. Соседи знали, но молчали: « Чужая семья. Кто их там разберет!..» Освободиться она смогла только «убежав», в двадцать лет, замуж. С мужем жить долго не могла – ей казалось, что все мужчины хотели одного…. Ушла от мужа беременной. В роддоме с ужасом узнала – родился мальчик. Мужчина! Поэтому, как понимала, пыталась сделать его не похожим на деда…
Дед, с родителями, приехал в Донбасс сразу после войны. Отец и мать – староверы – пользовались уважением в поселке. Трудолюбивые, спокойные, богобоязненные, они пытались с детства привить сыну любовь к доброте, прощению, читали ему Библию. Но сын рос, как степной ветер, такой же буйный и своенравный. Став комсомольцем, с презрением отказался от родителей, как от «пережитков прошлого» и уехал в город. Свобода опьяняла: шахта, «трудовые вахты», стахановский «почин», коллектив, праздники, девчата – легкая пожива…. Иногда из поселка в город долетали письма: « Господь, да хранит тебя, сынок. Как ты там?.. Мы молимся о тебе. Не забывай Бога, Он счастье дает…» Сначала читал. После того, как, увидев, друзья начали подшучивать – стал демонстративно выбрасывать не читая… На похороны родителей не поехал. Выпил стакан водки и ушел в клуб на танцы…
Всё перемешалось в голове адвоката: « КОГО СУДИТЬ?»…
«Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».
Конечно! Как уважать родителей, которые с детства калечат тебя физически или духовно?
НО ДОЛЖЕН ЖЕ КТО-ТО ОСТАНОВИТЬСЯ ПЕРВЫМ! ИЛИ, ОПРАВДЫВАЯ СЕБЯ «СЛОЖНОЙ СИТУАЦИЕЙ», МЫ БУДЕМ МНОЖИТЬ ЗЛО ДО БЕСКОНЕЧНОСТИ? ИЩУ ДРУГА… КОТОРЫЙ СТАНЕТ ПЕРВЫМ!
…В тот год в Иерусалиме стояла ужасная жара. Казалось, зло всего мира слетелось сюда на «шабаш». Бесы смеялись и хохотали, они издевались и скрипели зубами… И если бы у них были руки… Впрочем, желающих предоставить свои «конечности» в распоряжение демонам было предостаточно! Многотысячная толпа плевала и склабилась, ревела и безумствовала в попытке дотянуться и ударить побольней! Извиваясь и корчась, протягивались руки и ручищи, холеные и мозолистые, женские и мужские; с хищно скрюченными пальцами и сжатые в кулак, готовые разорвать на части. За ними были лица с выкаченными от гнева глазами и разинутыми в крике ртами. Все это сборище, подстрекаемое невидимыми силами зла, то, срываясь на вой, то почти захлебываясь от визга, до разрыва напрягало свои голосовые связки с одним безумным желанием – убить, убить!!!.. Это был единственный, известный им способ. О, несчастные! Они думали, что делают добро, но не знали, что умножают зло…. Весь мир шатался как пьяный. ПЛАНЕТЕ НЕ НА ЧТО БЫЛО ОПЕРЕТЬСЯ!
И кто знал, что опора была рядом? Истекающий кровью, с разорванной от побоев кожей, согнувшись под тяжестью мирового зла, сжатый со всех сторон осатаневшими людьми, стоял Тот, кто решил стать ПЕРВЫМ. Иисус Христос, Сын Божий, решил принять удар на Себя! Не сделавший ничего плохого, согласился ответить за преступления всех людей. Чтобы остановить это безумие, чтобы дать нам шанс выйти из порочного круга…. Чтобы дать опору в жизни…. Чтобы стать нашим другом…. Твоим другом…
Жизнь нуждается в чём-то прочном. Дружба требует опоры. Уважение – подходящий фундамент. Он уважал жизнь, давая ей правила…Он уважал Своего Отца, когда шел на смерть вместо нас, по Его просьбе. Он уважал правила, как честный человек… Он соблюдал эти правила, как честный Бог… Он уважал тебя, когда, умирая, молился: «Отче, прости им, ибо не знают, что творят…» Воскреснув, Он продолжает уважать человечество, ожидая нашего решения… Мой дорогой друг, этого достаточно тебе, чтобы уважать Его?
Быть, или не быть… Верить, или не верить… Шататься или крепко стоять на ногах.
Решение за тобой.