Духовное становление личности. Часть 1
Доктор Ховард Хендрикс рассказал историю о знаменитом британском проповеднике Ричарде Бакстере, пасторе престижной Церкви, члены которой были богатыми, влиятельными и умными людьми. Три года этот Божий человек изливал свою душу, проповедовал, как только мог, со всей страстью своего сердца, но результаты были ничтожными.
В конце концов, Бакстер упал на колени и воскликнул: «Господи, сделай что-нибудь с этими людьми, или я умру!»
Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ
План
1. Что является главным?
Важное и главное.
«Одно только нужно…»
2. «От внутреннего мира к внешнему».
Почему для Бога так важно, что происходит внутри нас?
Путь для духовного возрастания.
3. Что такое духовная дисциплина?
Что такое духовное возрастание?
Духовная дисциплина, способствующая духовному возрастанию.
Где лучше всего практиковать духовную дисциплину?
Трудности, которые могут возникнуть в практике.
4. Почему в духовном становлении так важно постоянство?
Связь лозы и ветвей.
Не оставляйте дом незанятым.
Плод жизни.
5. Роль духовных дисциплин в жизни человека.
«Поверхностность — болезнь настоящего времени.
Общее желание немедленного удовлетворения —
это проблема не материальная, а духовная.
Самая большая нужда нашего времени —
это не люди интеллигентные или же люди талантливые,
но люди глубокие» (Ричард Фостер).
Проанализируйте события прошедшего дня. Сколько времени (в минутах) Вы потратили на то, чтобы привести в порядок свой дом _______, одежду, обувь _______, свой внешний вид _______, вещи членов вашей семьи _______, сделать другие дела _______? Сколько времени Вы отвели на то, чтобы привести в порядок свой внутренний мир? __________ С чего вы начали день? ___________________ Сколько времени вы посвятили этому?______
В мире есть вещи важные и главные. Люди уделяют больше внимания вещам важным. Мы живем в век, когда, похоже, подсознательно уделяется внимание всему, кроме нашего внутреннего мира — единственного места, где мы можем почерпнуть силы, чтобы смело встретить и победить любую внешнюю бурю. Мы прилагаем массу усилий, чтобы произвести изменения внешнего характера: везде и во всем навести порядок, быть более сдержанными, приветливыми, дружелюбными, успеть как можно больше сделать запланированных дел. И все это, конечно, очень важно. Но есть главное, то, без чего все наши усилия не увенчаются успехом, — это наш внутренний мир, храм нашей души, наше духовное возрастание во Христе Иисусе.
«Каждый думает о том, как изменить человечество, но никто не думает о том, как изменить самого себя». Лев Толстой
Однажды Иисус посетил дом Лазаря. Марфа как гостеприимная хозяйка занялась приготовлением самых лучших угощений. И она не могла понять, почему ее сестра Мария занята совершенно другим — сидит у ног Иисуса и слушает Его Слово. Марфа спросила Иисуса: «Господи, или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить?..»
Марфа считала, что, прежде всего, необходимо привести в порядок внешнее, а затем уже посвятить время слушанию Слова Божьего. Не напоминает ли эта история нашу жизнь, наши дома, может быть, прошедший день, когда мы пытались успеть переделать массу дел, но, как ни странно, забот осталось не меньше. Ответ Христа относится не только к Марфе, но актуален для каждого из нас: «… ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно…» (Лк.10:40-42). Иисус ни в коем случае не хочет сказать, что дела Марфы не важны, Он говорит здесь о самом главном, о том, что необходимо поставить на первое место, с чего должен начинаться каждый день — дать Господу возможность привести в порядок наш внутренний мир. «…Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее».
Некто сказал: «Важно не то, что происходит с нами, важно то, что происходит внутри нас».
Господь говорит: «Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар.16:7). Почему для Бога так важно то, что происходит внутри нас? Библейские писатели знали и учили, что, в первую очередь, мы должны развивать и сохранять внутренний мир. «Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источники жизни». (Притч.4:23) Бог создал нас так, чтобы мы работали наиболее эффективно в направлении от внутреннего мира к внешнему. Именно внутренний мир руководит всем, что происходит с нами в течение каждого дня.
Апостол Павел призывает христиан: «И не сообразуйтесь с веком сим (внешним), но преобразуйтесь обновлением ума вашего». (Рим.12:2) Он призывает сделать правильный выбор. Собираемся ли мы привести в порядок свой внутренний мир, чтобы он оказывал влияние на мир внешний? Или мы будем пренебрегать своим внутренним миром и, тем самым, позволим внешней сфере формировать нас? Этот выбор нам приходится делать ежедневно в своей жизни.
«Я иду сквозь жизнь, как транзитный пассажир на пути к вечности, созданный по образу Божию, но этот образ унижен во мне, и потому мне нужно научиться, как поклоняться Богу, как уповать на Него, как о Нем мыслить». (Доналд Коган)
Священное Писание открывает путь для духовного возрастания и показывает, что это возможно для каждого человека. «Мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа». (2 Кор.3:18)
Духовное возрастание охватывает все стороны человеческой личности и определяет всю жизнь человека. Оно подготавливает каждого к радостному служению в этом мире и еще более отрадному и высокому служению в жизни вечной.
Что значит «духовное возрастание»? Сюзанна Джонсон, которая долгое время занималась дисциплиной духовного возрастания, дала следующее определение: «Духовное возрастание — это ничто иное, как путь, на который мы становимся в той песне, которую мы поем, или в той истории, которую мы рассказываем».
Духовное возрастание — это путь, на котором вы не только привлекательны тем, что можете петь или хорошо говорить, но на котором вы сами как личность станете песней, сами как личность станете тем рассказом, который мы как христиане рассказываем.
Что такое духовная дисциплина? Духовная дисциплина — это область внутренняя, и расположение сердца гораздо важнее для вхождения в область духа, чем исполнение всех практических советов.
Фермер не может растить зерно. Все, что он может делать, — это создать условия, при которых зерно будет расти. Он кладет зерно в землю, где естественные силы начинают действовать, и зерно растет. Духовная дисциплина — это Божий путь помещения нас в почву, в которой Он может выращивать нас и преобразовывать изнутри. Сами по себе все духовные упражнения ничего не могут произвести; они только помещают нас в то место, где с нами может быть сделано нечто. Они являются средствами Божией благодати.
Внутреннюю дисциплину лучше всего практиковать именно в наших повседневных делах. Если она предназначена для преображения нашей жизни, то она и должна проявляться именно в наших отношениях с мужем или женой, братьями и сестрами, друзьями и соседями. Единственное требование духовной дисциплины — чтобы душа жаждала Бога. «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому; когда приду и явлюсь пред лицо Божие!» (Пс.41:2,3)
Какие трудности могут встретиться в процессе духовного возрастания?
1. Мы все пропитаны «наукой», стремящейся все свести до умственного уровня. Вера, упование, молитва рассматриваются не как наш контакт с действительно существующим духовным миром, но как психологические явления.
2. Мы не знаем ничего о закономерностях и путях исследования внутренней жизни.
3. Когда духовная дисциплина становится законнической, она начинает контролировать и подвергать критике жизни других людей. Мы воспринимаем ее требования и начинаем их применять к другим.
Почему так важно постоянство в духовном возрастании?
Некоторые считают, что если бы Христос сегодня проповедовал современному миру, то духовный рост, описанный в 15 главе Евангелия от Иоанна, Он сравнил бы, возможно, не с лозой, а с аккумулятором. Возможно ли это?
Откройте 15 главу Евангелия от Иоанна и отметьте все признаки духовного возрастания. (Не повторяйтесь, в каждой тексте старайтесь найти новое определение.)
1 ст. ____________________________________________
2,3 ст. ________________________________________________
4 ст.______________________________________________
5,6 ст._______________________________________________
7 ст.________________________________________________
8 ст.__________________________________________________
9,10,12,13 ст.__________________________________________
11 ст._________________________________________________
14 ст.__________________________________ст._________
18-21 ст._______________________________________________
На основании данного исследования объясните, почему духовное возрастание невозможно сравнить с аккумулятором. Почему именно «Лоза и ветви» — самое лучшее определение духовного возрастания? На что похожа духовная жизнь большинства современных христиан больше всего: на постоянную, живую связь Лозы и ветвей или на аккумулятор, который время от времени получает подзарядку? ______________________
____________________________________________________________________________
Иисус Христос предостерегает от непостоянства, которое опасно для человека.
Прочитайте Мф.12:43-46. Обратите внимание на описание дома, в котором нет постоянного хозяина: незанятый, выметенный, убранный. «Незанятый дом» — это самое опасное, что может быть в жизни христианина.
Елена Уайт пишет: «Неразвитый ум, предоставленный самому себе, является седалищем низменных страстей. Сатана никогда не упустит такой возможности, и сам займется воспитанием такого ума». Человек, который, услышав весть спасения, предоставил Богу возможность очистить себя, вымести все ненужное и навести порядок, но не дает Ему возможности делать это постоянно, дает шанс сатане, ищущему удобного момента, возвратиться и вновь поселиться в его сердце. Вот почему Священное Писание неоднократно напоминает христианину, чтобы в духовном возрастании он был постоянным. Ветви постоянно находятся на лозе, нет ни одного мгновения в их жизни, чтобы они были удалены от лозы, потому что это означает их гибель. Так и в жизни христианина: необходимо постоянное пребывание во Христе, и это единственное условие жизни, внутреннего мира и духовного возрастания.
«Как ветвь не может расти и плодоносить, если не будет соединена со стволом, так и вы не сможете жить святой жизнью, если не будете пребывать во Христе. В отрыве от Него вы не имеете жизни. У вас нет силы сопротивляться искушению или возрастать в благодати и святости. Пребывая в Нем, вы будете жить полнокровно. Получая от Него жизненные силы, не лишитесь свежести и не останетесь без плода. Вы будете подобны дереву, посаженному у источника вод… Он должен быть с нами не только в начале и в конце нашего пути, но и на каждом шагу». (Путь ко Христу, 50)
Христос хочет пребывать в Вас. Он хочет привести в порядок Вашу жизнь, чтобы она была приятным благоуханием для вашей семьи, Церкви, окружающих.
Изменение внутреннего человека — это Божий труд, не наш. Но должны ли мы только уповать на Бога, что Он придет и изменит нас, а сами ничего не делать? НЕТ! Бог дал нам дисциплину духовной жизни как средство получения Его дара. Внутренняя дисциплина дает нам возможность предоставить себя в распоряжение Бога, чтобы Он мог изменить нас.
«Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа». Фил.1:6
Наш мир испытывает огромную нужду в людях, которые действительно были бы изменены Богом изнутри.
«Посвящайте себя Богу каждое утро. Пусть это будет вашим первым делом. Молитесь так: „Возьми меня, Господи, я всецело принадлежу Тебе. Я кладу все свои планы к Твоим ногам. Используй меня сегодня в Твоем служении. Пребудь со мной, чтобы все мои труды в Тебе совершались“. Будьте готовы выполнить свои планы или отказаться от них, следуя тому, что Господь в Своем предвидении укажет вам. Таким образом вы можете изо дня в день отдавать свою жизнь Богу, и она все более и более будет уподобляться жизни Христа». (Путь ко Христу, 50,51)
Практическое задание
Побеседуйте с одним из членов вашей семьи или вашим другом о духовном возрастании, по возможности используя следующие вопросы:
1. Что такое духовное возрастание?
2. Какого человека можно назвать духовным?
3. Как можно духовно возрастать на практике?
4. Как и почему происходит остановка духовного роста?
5. Что лично вы переживаете сейчас? Как обстоят дела с вашим внутренним миром?
6. Обсудите вопросы, которые более всего беспокоят вас в христианской жизни.
7. Вспомните время, когда вы замечали особый духовный подъем. Что способствовало этому?
Еще раз вместе прочитайте Евангелие от Иоанна15 главу. Подумайте, что лично вам говорит Иисус через данную весть сегодня? Какую уверенность вселяет в вас данная глава? В чем выражается предостережение?
Рекомендации:
? Все задания данного урока находятся в рабочей тетради (пособии по изучению предмета «Духовное становление личности»). В каждой лекции (в середине или в конце) также есть задания по данному курсу.
? Не старайтесь пройти весь материал сразу. На каждую лекцию отводите определенное время.
? Выполняйте все задания, указанные в пособии по изучению, результаты записывайте в специальную графу, отведенную для этого.
? Предмет «Духовное становление личности» — это предмет практический, и поэтому очень важно стараться применять на практике то, что предлагается.
? Данный курс изучается одновременно с книгой «Путь ко Христу». Поэтому параллельно изучайте пособие и по этой книге.
Лекция 2. ДИСЦИПЛИНЫ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ
План
1. Дисциплины внутренней жизни
2 основных фактора, лежащие в основе становления личности.
Виды духовных дисциплин и их цель.
2. Самая основная дисциплина духовной жизни — духовное питание.
3. Поддисциплины духовного питания и методы их применения.
Молитвенное размышление.
Чтение.
Слушание.
Изучение
Запоминание.
Духовные упражнения предназначены для нашей пользы. Они должны наполнить нашу жизнь Божественным присутствием. Внутреннее изменение нашей жизни есть цель, заслуживающая всяческих усилий с нашей стороны.
В основе становления духовной личности лежат 2 фактора:
Информация
— Нам необходимо знать, что такое духовный рост.
— Нам необходимо знать, каким образом можно духовно расти.
Исполнение
Часто мы получаем информацию для того, чтобы передать другим, минуя главный фактор, описанный в Священном Писании: Ездр.7:10 «…расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и ИСПОЛНЯТЬ ЕГО, и учить …», — исполнять то, что узнаем, жить соответственно тому, что читаем, и только затем передавать другим.
Существует целый ряд дисциплин, которые можно разделить следующим образом:
? дисциплины внутренней жизни,
? дисциплины внешнего поведения,
? групповые дисциплины и т. д.
Все эти дисциплины имеют одну цель — способствовать нашему духовному становлению. Однако не стоит забывать, что духовное становление начинается внутри нас и идет от внутреннего к внешнему, поэтому мы, прежде всего, обратим внимание на дисциплины внутренней жизни.
Что же необходимо для того, чтобы расти? Прежде всего, питаться. Так и в духовной жизни: для того чтобы духовно расти, существует целый ряд духовных дисциплин.
Первая, самая важная духовная дисциплина — прием духовной пищи — это Слово Божие. Слово Божие — настолько широкая дисциплина, что она состоит из целого ряда поддисциплин.
? Молитвенное размышление
? Чтение
? Изучение
? Запоминание
? Слушание
Наша цель — научиться пользоваться каждой поддисциплиной и затем, в соответствии с нашим духовным состоянием и настроением, подключаться к той дисциплине, которая наилучшим образом поможет нам.
Мы познакомимся с каждой поддисциплиной более подробно и увидим, как каждая из них поможет нам в духовном возрастании.
Молитвенное размышление
В Библии используются два различных еврейских слова для передачи идеи размышления. Эти слова имеют разное значение: слушать Божье Слово и размышлять о Божьих делах, о Божьем Законе. Псалмопевец восклицает: «Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем… от всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое. От судов Твоих не уклоняюсь, ибо Ты научаешь меня». (с.118:97-102) «Очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в Слово Твое». (Пс.118:148) Псалом 1 призывает подражать «блаженному мужу», который «…о законе Господа размышляет день и ночь».
Но человеку хочется, чтобы кто-нибудь другой говорил ему о Боге. Мы довольствуемся тем, что получаем послание из вторых рук. Народ Израильский не был готов к общению с Богом. Они сказали Моисею: «Говори ты с нами, и мы будем слушать; но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть». (Исх.20:19) Люди ищут кого-нибудь, кто бы передавал слова Бога, только бы Бог лично не говорил им.
Молитвенное размышление — это способность слышать голос Божий и повиноваться Его Слову. В Эдемском саду Адам и Ева говорили с Богом, и Бог говорил с ними: они общались. Грех разрушил идиллию этих отношений. Но Бог продолжал достигать Своих детей, и, изучая историю Ноя, Авраама, Исаака, Моисея, мы видим, что Бог говорит и действует, учит и ведет их.
Цель молитвенного размышления — помочь человеку войти в Божье присутствие и говорить с Богом. Во время такого размышления мы создаем эмоциональное и духовное пространство, которое позволяет Богу сотворить в нашем сердце внутреннее святилище. И хотя мы уделяем этому определенное время, целью таких размышлений является введение этой живой реальности во всю нашу жизнь.
«Нам не нужно будет менять свою жизнь, ведь быть в присутствии Божием -значит меняться».
Молитвенное размышление над Писанием является центральной точкой отсчета, вокруг которой располагаются все другие виды изучения. В то время как изучение Писания имеет своим центром эгзегетику, размышления над Писанием имеют своим центром внутренний мир и личность человека. Слово становится живым Словом, адресованным лично вам. Это не время для анализа и собирания материала, чтобы поделиться этим с другими. Дитрих Бонхевер говорит: «Точно так, как вы не анализируете слова того, кого вы любите, но принимаете их такими, какими они вам сказаны, примите Слово Писания и обдумывайте его в своем сердце, как это делала Мария. Это все. Это и есть молитвенное размышление».
Подготовка к молитвенному размышлению
1. Найдите место и спланируйте время так, чтобы вас ничто не потревожило. Если есть такая возможность, проведите это время на природе.
2. Приведите себя в реальное осознание присутствия Божия. Вспомните ряд
библейских текстов, обетований, которые говорят о том, что «Бог с нами… во все дни». (Мф.28:20 и т. д.) Бог обещает быть с нами всегда и везде, поэтому примите верой обетования Его постоянного присутствия и молитесь о том, чтобы услышать Его голос и увидеть Его действия. Просите Бога использовать этот момент духовного размышления таким образом, чтобы Слово Божье стало актуальным для вас, чтобы вы могли понять, что есть воля Божья и что Бог хочет сказать вам сегодня. После этого прочитайте библейский текст, отрывок или главу, поразмышляйте, помолитесь.
Какой текст выбрать?
При чтении вам попадаются тексты, которые, как вам кажется, имеют особую весть для вас. Записывайте их, и в день, когда вы имеете молитвенное размышление, берите один из них, читайте его и начинайте молитвенно говорить с Богом. Задавайте вопросы: что этот текст говорит мне о Боге? Каков Бог? Чего Господь ожидает от меня? Предоставьте Богу ваш план на день, попросите Его помочь вам увидеть Его волю и путь наилучшего исполнения Его повелений.
Не нужно изучать сразу много отрывков из Писания. Наша спешка отражает наше внутреннее состояние, которое как раз и нуждается в изменении. Выберите один отрывок или текст и сосредоточьте на нем свое внимание. И так, текст за текстом, глава за главой будут открываться вашему вниманию, и вы увидите руку Божью в вашей жизни и услышите Его голос.
Формы молитвенного размышления
1.«Молитвенное размышление — это обдумывание Слова Божьего в своем сердце, желание слышать живой голос Божий».
Наша задача — не изучить определенный отрывок, но войти в реальность того, о чем он говорит. Всегда помните, что мы входим в евангельскую историю не как пассивные наблюдатели, но как активные участники. Также помните, что Христос действительно пребывает с нами, чтобы учить нас, исцелять и прощать. «Снова откройте ваш Новый Завет. В один раз вы мытарь, в другой — блудный сын, в следующий раз — Магдалина или Петр… До тех пор, пока Новый Завет не станет для вас автобиографичным» (Александр Уайт).
2. Размышление о творении — «открытие Бога в Его творении». Прочтите тексты,
где говорится о творении. Обратите внимание на сотворенный порядок. Посмотрите на деревья, посмотрите на них по-настоящему. Слушайте птиц, они — посланники неба. Творение Бога может говорить нам и учить нас, если мы готовы слушать. (Иов.12:7) В «Братьях Карамазовых» Достоевский советовал: «Люби Божье творение, и в целом, и каждую песчинку его. Люби каждый листик, каждый лучик Божьего света. Люби животных, люби растения, люби все. Если ты любишь все, ты постигнешь Божию тайну в вещах. А постигнув ее, ты начнешь понимать эту тайну лучше с каждым днем».
3. Размышление над событиями нашего времени и стремление понять их значение. Этот вид религиозных размышлений лучше всего совершать с Библией и газетой в руках. Просите Бога указать, что вам лично нужно делать, чтобы быть солью и светом в нашем мире.
4. Прогулка-размышление. Это особый вид молитвенного размышления, когда вы совершаете прогулку один на один с Богом. Прогулка длится 20-30 минут. Перед этим вы несколько раз читаете библейский текст или отрывок и просите Господа сопровождать вас и направить ваши мысли к размышлению над прочитанным. Во время прогулки постарайтесь сосредоточить внимание только на библейском отрывке.
Не стоит отчаиваться, если молитвенное размышление не будет иметь вначале большого значения для вас. В развитии духовной жизни есть своя последовательность, и будет мудрым начать с небольших высот. Здесь необходимо терпение и постоянство. Это образ жизни. Вы будете постоянно учиться и постоянно расти, по мере того как будете погружаться во внутренние глубины.
Практическое задание
Откройте симфонию. Выпишите из Псалмов все тексты, в которых Давид говорит о милости Божьей (с чем сравнивается милость, действия милости, на кого распространяется, как много Бог имеет милости). Во время молитвенной прогулки (вечером или утром) найдите в окружающем вас мире то, с чем сравнивается милость в Псалмах Давида. Подумайте:
1. Что это говорит вам о Боге?
2. Что постоянно напоминает человеку о Божьей милости?
3. Пс.32:5; Пс.31:10. Что Бог говорит вам лично через эти тексты?
Ваши наблюдения и размышления запишите в пособие по изучению предмета.
Чтение
Когда мы говорим «чтение», мы имеем в виду действительно чтение. Существует разница между чтением, молитвенным размышлением и исследованием. Чтение — это не то время, когда мы берем текст и изучаем, пытаемся глубоко вникнуть в смысл этого текста. Это то время, когда мы читаем и получаем общее представление о Священном Писании. Мы читаем и стараемся как можно больше увидеть.
Многие говорят: «Я читаю полчаса или час, встаю из-за стола и вообще не помню, что читал». Даже если мы не запоминаем, как нам кажется, прочитанного, мы наполняем свое подсознание, так как все прочитанное находится в нашем подсознании и никуда оттуда не исчезает. Дух Святой сохраняет прочитанное в нашей памяти.
Как правило, христиане читают излюбленные тексты, отрывки. Многие главы и книги Библии остаются непрочитанными многие годы, и люди лишают себя возможности получить информацию и Божью весть полностью.
КАК читать Библию?
1. Выделите время для чтения. Никогда человек не будет дисциплинировать себя в чтении, если не будет выделять время для этого.
Сколько времени нужно для того, чтобы прочитать Библию? После того как стали записывать Библию на кассеты, стало возможным подсчитать, за сколько времени можно прочитать все Священное Писание. Оказывается, что чтение Библии от книги Бытие до книги Откровение длится 71 час.
Специалисты подсчитали, что в среднем современный человек проводит у экрана телевизора в течение двух недель 70 часов. Это говорит о том, что если бы этот человек выделил время для чтения Писания, вместо того чтобы смотреть телевизор, он бы каждые 2 недели прочитывал Священное Писание. Но пусть мы не выделим 70 часов в течение двух недель, но важно выделить хоть какое-то время.
Обязательно нужно выделить время (10, 15, 20 минут и т. д.), чтобы читать. Потому что когда мы выделяем время для любой духовной дисциплины, мы помещаем себя в среду, в которой действует Бог. Если мы хотим, чтобы Бог изменил нас, мы должны находиться в среде, где Он действует. Чтение — одно из средств, через которое действует Господь, освящая нас.
2. Обязательно нужно иметь план прочтения Библии. Когда мы имеем план, тогда мы читаем Священное Писание не просто так, от случая к случаю. Существуют различные планы прочтения Библии. Вот некоторые из них:
— Чтение Библии по одной главе каждый день.
— Чтение одной главы из Ветхого Завета, одной главы из Нового Завета.
— Чтение разных библейских отрывков, разных библейских жанров.
— Чтение Библии с параллельным прочтением книг Духа пророчества.
3. Выделяйте фразу, текст или слово, которые особым образом близки вам, и размышляйте над ними в течение дня. На все, что происходит с вами, смотрите через призму этого текста.
Для лучшего запоминания текстов Священного Писания и места их расположения в Библии предлагаем использовать метод цветового кода. Для этого вам необходимо 6 цветов (карандаши или стержни). Каждый блок (или тема) имеет свой цветовой код. Этими цветами вы должны помечать тексты, соответствующие определенным темам.
Если метод цветового кода вам не подходит, используйте метод списка тем. В конце Библии на чистой странице сделайте список тем. Оставьте достаточно места для каждой, чтобы можно было записывать стихи (название книги, глава, стих).
Апостол Павел пишет Тимофею: «Доколе не приду, занимайся чтением…» (в оригинале — «публичным чтением»).
Очень важным является также и публичное чтение Священного Писания. В Церкви часто применялся и применяется метод публичного чтения, когда один человек читает, а все собрание слушает. Сегодня этот метод используется не так часто и не везде. Но хорошо было бы восстановить его. Этим методом можно пользоваться также в семье во время утренних и вечерних богослужений.
Чтение Библии дает нам широту знания. Поэтому для того, чтобы лучше знать Бога, необходимо заниматься чтением Священного Писания. Если вы духовно дисциплинируете себя ежедневно, либо в слушании, либо в чтении, либо в других дисциплинах, вы очень близки к Богу. Вы имеете внутренний мир.
Изучение
Изучение состоит из четырех шагов.
Первый — это повторение. Повторение — это постоянное направление ума в заданном направлении, выработка привычек мышления. Сегодня у повторения плохая репутация. Однако важно понимать, что даже простое повторение, без уразумения того, что повторяется, влияет на внутренний ум.
Сосредоточение — это второй шаг в изучении. Когда к повторению прибавляется еще и сосредоточенное внимание на том, что изучается, познание резко возрастает. Сосредоточенность направляет все внимание на изучаемое. Человеческий ум имеет необыкновенную способность сосредотачиваться. Он постоянно получает тысячи импульсов, концентрируясь при этом только на нескольких из них. Эта естественная способность мозга усиливается единством цели, когда мы сознательно обращаем свое внимание на определенный объект изучения.
Когда мы не только направляем ум в определенном направлении и сосредотачиваемся на конкретном предмете изучения, но еще и понимаем то, что мы изучаем, мы достигаем нового уровня.
Понимание — это третий шаг в дисциплине изучения. Оно ведет к проницательности и различению. Оно обеспечивает истинное постижение реальности.
Требуется и еще один шаг — размышление. Понимание определяет, что именно мы изучаем, а размышление определяет значимость этого для нас. Размышление над событиями нашего времени поведет нас к внутренней реальности этих событий. Размышление подводит нас к видению вещей с Божьей точки зрения. Размышляя, мы понимаем не только то, о чем думаем, но и самих себя. Иисус часто говорил об ушах, которые не слышат, и о глазах, которые не видят. Когда мы обдумываем значение того, что мы изучаем, мы начинаем видеть и слышать по-новому.
Очень скоро становится очевидным, что изучение требует смирения. Оно просто не сможет осуществиться, если мы не готовы подчиниться предмету нашего изучения. Мы должны подчиниться его системе. Мы должны подойти к нему как студент, а не как учитель. Изучение не только зависит от смирения, но и ведет к нему. Высокомерие и способность учиться взаимно исключают друг друга.
«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне». Ин.5:39
При чтении Библии у нас возникает ряд вопросов. Очень важно выписывать неясные тексты, слова, фразы, а затем, когда вы приступаете к изучению, заниматься исследованием этих текстов.
Как проводится изучение?
? Анализ текста. Прежде всего, проверьте, насколько точен перевод. Посмотрите текст в разных (доступных вам) переводах.
? Контекст — это ближайшее окружение текста, отрывка. Прочитайте то, что написано до и после изучаемого текста, чтобы иметь общую картину. Посмотрите, какой литературный прием использует автор.
? Грамматико-синтаксический разбор. Сначала исследуются отдельные слова, затем — взаимоотношения этих слов в предложении, а после вы изучаете, как придаточные предложения соотносятся с главным. Когда мы изучаем отдельные библейские слова, мы хотим узнать, не какой смысл можно вложить в слово, а какой смысл вложил в него библейский автор, какое значение имело это слово во время написания Библии (используйте для этого симфонию).
? Богословский анализ. Сравните изучаемый текст с другими местами Священного Писания. И когда будут последовательно изучены все тексты, вы увидите, что же на самом деле означает то или иное слово или текст.
? Гомилетический анализ. Определите значение изучаемого текста для современного человека.
Изучение приносит радость. Александр Поп сказал: «Нет такого изучения, которое было бы не способно приносить нам радость, после того как мы хоть немного сумели его применить».
Практическое задание
Выделите время для изучения Библии. Молитесь, чтобы Бог открыл вам ту весть, которую Он приготовил лично для вас, и чтобы эта весть была понята и принята вами.
Для изучения предлагаем книгу Ионы.
1. Прочитайте книгу Ионы от начала до конца. По возможности, прочитайте другой перевод этой книги.
2. Обратите внимание на часто встречающиеся слова и словосочетания. Выпишите их. Посмотрите, какие значения они имеют в разных стихах.
3. С помощью параллельных мест Писания постарайтесь больше узнать о времени, в которое происходит данное событие. Кто является действующими лицами данной истории? Что вам известно о них?
4. С помощью симфонии проследите, какое значение имеют в контексте Священного Писания следующие слова: «Бог вспомнит о нас» (1:6), «чту Господа Бога небес…»(1:9), «бежит от лица Господа…» (1:10), 14 текст, «устрашились эти люди Господа великим страхом и принесли Господу жертвы и дали обеты» (1:16), «…я вспомнил о Господе…»(2:8), «Милосердого» (2:9), «У Господа спасение» (2:10), «и пожалел Бог о бедствии…» (3:10), «и увидел Бог…» (3:10), «…Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, и сожалеешь о бедствии» (4:2).
5. Каким мы видим Бога в данной истории? Какая главная весть этой книги? Обратите внимание, что о спасении говорится в каждой главе книги. (Бог спасает моряков; Бог направляет Своего пророка, чтобы спасти жителей Ниневии; Бог спасает Своего пророка; Бог спасает жителей Ниневии; Бог вновь через различные примеры и беседу с пророком пытается его спасти.
6. Почему книга заканчивается вопросом?
Подведите итог изучению книги пророка Ионы. Что нового открыла вам эта книга о Боге? Прочитайте еще раз Ион.2:10; 3:10; 4:2(2ч). К чему призывает вас Бог сегодня? Как вы можете применить полученную весть в вашей жизни?
Прочитайте Ион.4:11. Актуален ли для вас сегодня вопрос Бога, и в чем его актуальность?
Запишите ваши размышления при изучении книги Ионы в пособие по предмету.
Заучивание
«Приклони ухо твое и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к моему знанию; потому что утешительно будет, если ты будешь хранить их в сердце твоем, и они будут также в устах твоих… Чтобы упование твое было на Господа, я учу тебя и сегодня, и ты помни». Пр.22:17-19
Каждый день, каждую минуту жизни мы встречаем искушения. Но нам предлагается надежное оружие — Слово Божие. Дух Святой не только учит нас, но и напоминает нам то, что мы знаем, — таким образом Дух Святой управляет нами.
Как заучивать библейские тексты?
Существуют различные методы заучивания библейских текстов. Вот некоторые из них:
* Пишите тексты на видном месте в вашем доме, Церкви и время от времени меняйте их.
* Составьте план заучивания текстов по тематике:
— обетования,
— тексты утешения, ободрения,
— тексты прославления,
— тексты благодарения,
— тексты посвящения,
— тексты покаяния,
— тексты по основным вопросам христианского вероучения.
* Заучивайте основные тексты субботней школы, утреннего стража. Повторяйте их во время семейных богослужений.
Если мы хотим, чтобы Дух Святой проявлял Себя в нашей жизни, Ему необходимо предоставить возможность учить нас и напоминать нам. Каждый из нас ежедневно стоит перед выбором: что делать, что избрать? Дух Святой готов нам подсказать библейские тексты, направляющие нас на правильный путь. Нам необходимо заполнить нашу память и память наших детей библейскими стихами.
Слушание
Библия настолько объемная поддисциплина, что в ней есть место и чтению, и заучиванию, и молитвенному размышлению. Есть также место и слушанию.
В Библии мы можем найти ряд текстов, которые говорят о том, что Священное Писание читалось так, чтобы люди могли слушать. Поддисциплина слушания может быть для нас очень большим благословением.
На сегодняшний день существует Библия на кассетах. При слушании вы обращаете внимание на то, что акценты расставлены на другие слова.
Наш мозг очень интересно работает: абсолютно все, что мы слышим, остается в нашем подсознании. А наши действия, наш выбор в жизни мы часто делаем, основываясь не на активном сознании, а на подсознании. Поэтому особенно важно обращать внимание на то, что мы слушаем.
«Итак, вера от слышания, а слышание от Слова Божия». Рим.10:17
«…Блаженны слушающие Слово Божие и соблюдающие его». Лк.11:29
Когда мы слушаем Слово Божие, даже если мы не запоминаем, оно остается в нашем подсознании. Если мы хотим духовно расти, быть духовной личностью, мы должны заполнить наше сознание, наш слух вестью Слова Божьего.
«Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» (Откр.1:3).
«Огромными движущими силами души являются вера, надежда, любовь, и именно к этому постоянно побуждает правильное изучение Библии. Внешняя красота Библии, красота ее образов и выражений — это всего лишь оправа драгоценного камня, а настоящее сокровище — красота ее святости. Когда изучающий Библию сосредоточивается на Искупителе, в его душе пробуждается чудесная сила веры, преклонения и любви. Постоянно взирающий с восхищением на Христа становится подобным Ему» (Воспитание, 173).
Лекция 3. ДИСЦИПЛИНА МОЛИТВЫ
План
1. Что значит молиться?
Иисус- образец молитвенной жизни.
Дышать — значит молиться.
2. Образец молитвы.
Бог — наш Отец.
Что значит: «Да святится имя Твое»?
«Да будет воля Твоя».
Нужды каждого дня.
Посвящайте себя Богу ежедневно.
3. Настоящей молитве необходимо учиться.
Слушать Бога.
Знать Бога.
Простота в молитве.
4. Виды молитвы.
Прославление.
Благодарение.
Покаяние.
Прошение.
Посвящение.
5. Что необходимо, чтобы ожила семейная молитва.
«Я являюсь основанием твоей молитвы, прежде всего. Моя воля в том, чтобы ты молился; потом Я пробуждаю в тебе желание молиться; затем Я даю тебе молиться, и ты молишься. Как же может быть такое, чтобы твоя молитва не была услышана?»
Настоящая молитва является жизнесозидающей и жизнеизменяющей.
Молиться — значит меняться. Бог использует молитву, чтобы нас преображать. Если мы не хотим меняться, мы не станем и молиться, молитва не будет характерна для нашей жизни. В настоящей молитве мы начинаем мыслить Божьими мыслями: желать того, чего Он желает, любить то, что Он любит. Постепенно мы приучаемся видеть вещи с Его точки зрения.
Все, кто ходит с Богом, рассматривают молитву как главное дело своей жизни. Евангелист Марк пишет об Иисусе: «А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился». (Мк.1:35) Молитва была образом жизни Иисуса.
Давид так сильно жаждал Господа, что это жажда разрывала цепи сна: «Боже, Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я». Пс.62:2
Самой заметной особенностью жизни Давида Брейнерда была молитва. Его дневник заполнен записями о молитве, посте, размышлении. «Я люблю оставаться один в своем домике, когда я могу много времени потратить на молитву… Сегодняшний день я отделил для тайного поста и молитвы Богу».
Адонирам Джудсон искал возможности удаляться от дел компании семь раз в день, чтобы помолиться. Полночь и рассвет, девять, двенадцать, три, шесть и девять часов — время его тайной молитвы.
Для всех этих людей дышать — значило молиться.
«Бог всегда нас встречает там, где мы есть, и медленно продвигает к более глубоким вещам» (Ричард Фостер).
Лк.11:1 «Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих».
В ответ на эту просьбу Иисус Христос дал им образец молитвы — «Отче наш». (Мф.6:9-13) Она содержит несколько принципов, основываясь на которых, мы можем обогатить нашу молитвенную жизнь.
Первые слова молитвы — Отче наш! Это означает, что Бог Вселенной, Который может все, Который все сотворил, Которому мы все подвластны, является моим Отцом! Первый секрет успешной молитвенной жизни: общайтесь с Богом как с Отцом. Вы можете рассказать Ему все, что у вас на сердце.
Бог — мой Отец! Я могу говорить с Ним как с Отцом. Когда я начинаю молиться, первое, что я делаю, — благодарю Бога за то, что Он является моим Отцом, что Он принимает меня как Свое дитя.
Молитва начинается со слов «Отче наш». Это говорит о том, что я не единственный ребенок у моего Отца, у Него еще есть дети. Все мы обращается к одному Отцу.
Иисус Христос говорит, что «это Отец наш, но Он — Сущий на небесах! Это Тот, Кто является Творцом всей Вселенной». Он — Всемогущий, Всесильный Творец, Бог-Судья, Бог-Любовь!
Когда мы открываем Библию, мы сразу сталкиваемся с первым именем — Эллохим. В еврейском тексте это имя обозначает Бога Всемогущего, Бога Творца, Бога, Который только сказал — и сразу сделалось. Он настолько Всемогущ, что евреи используют множественное число, чтобы Его представить. Это особая тонкость еврейской грамматики: когда они указывают на что-то большое, они говорят во множественном числе. (Бытие, 1 глава)
Во 2 главе книги Бытие тоже говорится о творении. Представьте себе, что этот Всемогущий, Недосягаемый Бог склоняется над человеком и формирует его. Бог очень близок к человеку. И когда Он сформировал его, Он наклонился над ним и вдунул дыхание жизни. Имя этого Бога — Яхве. Оно означает, что это Бог завета, особо близкий человеку, это Бог, Который готов идти с человеком рядом всю жизнь.
В молитве «Отче наш» мы встречаемся с тем же самым Богом: Отче наш (Яхве, Бытие, 2 глава), Сущий на небесах (Эллохим, Бытие, 1 глава). Удивительно, как в этой молитве Бог в нескольких словах мог так много сказать!
Многие религии мира смотрят на Бога как на недоступного, далекого Бога, Который сотворил нашу Вселенную и затем отвернулся и занимается Своими делами, до нас Ему нет дела. Есть и другие религии, которые превратили Бога в доброго дядюшку, которого по плечу хлопнешь — и он тебе чем-нибудь поможет. А если ты где-то что-то не так сделал, отдай ему десятину, пожертвования — и он все тебе простит. Но истинный Бог — другой. И христианство — это единственная религия в мире, которая говорит, что Бог действительно недоступный, недосягаемый, Всемогущий, но в то же время этот Бог является нашим Отцом.
Когда мы начинаем молиться, мы можем благодарить Бога за то, что Он держит все в Своих руках.
«Да святится имя Твое»
Обычно, когда мы молимся, мы сосредоточиваем внимание на себе. Чаще всего мы молимся тогда, когда нам что-то нужно. Это естественно, и Бог это понимает. Он не отворачивается от нас, когда мы приходим к Нему со своими проблемами. Чаще всего мы приходим к Нему с просьбами о наших детях, наших родных и близких. Это то, что нам дорого. И поскольку я Его ребенок, Он меня понимает.
Но в то же время Бог говорит о том, что я, прежде чем передать ему своего ребенка или свой груз, должен убедиться в РЕАЛЬНОСТИ Его присутствия, прочувствовать это, потому что иначе я не смогу довериться Ему.
В Библии имя имеет особое значение, тем более, когда речь идет об имени Божьем.
Представьте, что Господь говорит Моисею: «Открой Меня народу, опиши».
Как можно представить Бога? Как можно назвать Бога? Есть ли у Бога одно имя?
Что значит «да святится имя Твое»? Другими словами, «да будет особенным имя Твое»?
Практическое задание:
Выпишите имена Бога, которые встречаются в Библии (Эллохим, Яхве, Еммануил, Саваоф и др.). Когда вы начнете молиться, благодарите Бога за то, что Он ваш Отец, за то, что Он Сущий на небесах, затем позвольте Его имени освятиться в вашем сознании и вашем сердце. Вы склоняетесь перед Ним и благодарите Его за то, что Он Бог прощающий, ведь все мы так нуждаемся в прощении.
Подумайте над тем, какое значение имеет для вас тот факт, что Господь — Пастырь ваш, что Он ваш Целитель, что Он Тот, Кто оправдывает, заботится, любит, освящает вас.
Иер.23:6 Господь — оправдание наше.
Исх.31:13 Господь — освящающий.
Пс.22:1 Господь — Пастырь.
Исх.15:26 Господь — Целитель и т. д.
И когда мы будем реально осознавать присутствие Божье, мы проникнемся таким доверием к Нему, что сможем передать Ему самое сокровенное своей души. И Он позаботится об этом.
«Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе»
Что имел в виду Иисус Христос, когда говорил: «Да приидет Царствие Твое»? Подразумевал ли Он Царствие Божие, которое должно наступить в конце времени (эсхатологическое Царствие Божие), или что-то другое?
«Ибо вот Царство Божие внутрь вас есть». (Лк.17:21)
Иисус имел в виду и Царство Божие, которое «внутрь нас есть», и Царство Божие, которое наступит в конце времени.
«Да будет воля Твоя и на земле, как на небе».
Хорошо, что молитва не начинается словами «да будет воля Твоя». Эти слова человек должен сказать тогда, когда он восхитится Тем, Кто есть Бог!
«Да будет воля Твоя и на земле, как на небе, и да будет воля Твоя в моей жизни, и да будет воля Твоя в жизни моей семьи, моей церкви, моего государства, в жизни всех народов этой земли».
Многие люди, видя страдания христианина, ожидают, что он разочаруется в своем Боге и отойдет от Него. Но происходит обратное: этот человек, пережив страдания, становится еще ближе к своему Богу. Неверующий человек понять этого никак не может. Весь секрет заложен в этой молитве.
Только когда я доверюсь Богу, прочувствую Его любовь, пойму, что Всемогущий, любящий Отец — Бог мой, я смогу вверить Ему себя и сказать: «Да будет воля Твоя».
Елена Уайт говорит, что в вечности каждому из нас наша жизнь будет показана, как в панораме. И мы увидим, что даже в те моменты, когда нам казалось, что Бог был далеко от нас, Он вел нас таким путем, который мы избрали бы сами, если бы знали все детали.
«Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу». (Рим. 8:28)
«Хлеб наш насущный дай нам на сей день»
Молитва начинается с того, что мы фокусируем наше внимание на Боге, а не на себе. Затем, когда мы реально почувствовали Его присутствие, мы переходим ко 2-й части молитвы — обращаем внимание на себя, на свои физические нужды.
Мы бы хотели иметь хлеб на 2-3 дня вперед, но Бог говорит: «Учитесь жить сегодняшним днем. Довольно благодати для каждого дня!» Он готов заботиться о нас каждый день.
«И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим»
«Просите Господа, чтобы Он относился к вам так, как вы относитесь к вашим ближним».
Вначале мы восхищаемся тем, что Бог есть наш Отец, что Он на небесах, что Он контролирует все. Затем мы святим Его имя, восхищаемся Тем, Кем Он на самом деле является. Потом мы просим о Его Царстве, чтобы Его воля осуществилась в нашей жизни, в нашей семье, в жизни нашего государства. После этого мы говорим Ему о своих конкретных сегодняшних проблемах и рассказываем, с кем нам нужно встретиться, что сделать. Мы просим Господа, чтобы Он простил нас, чтобы поступал с нами так же, как мы поступаем со своими ближними. И в течение дня мы теперь будем очень внимательны к другим людям.
«И не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого»
Это та часть молитвы, которая является весьма важной. В этом мире существуют 2 силы: сила зла и сила добра. И если Господь уважает свободу моего выбора, то дьявол действует совершенно по-другому: он постоянно использует различные трюки, чтобы овладеть моим сознанием; он постоянно предлагает мне негативную информацию, которая бы запечатлелась в моем подсознании; он постоянно вводит меня в такие ситуации, где может искушать меня, чтобы я согрешил. ДЬЯВОЛ НЕ ИЗБИРАЕТ ЧЕСТНЫЙ МЕТОД ВЕДЕНИЯ БОРЬБЫ, ОН ИСПОЛЬЗУЕТ ХИТРОСТЬ И ОБМАН.
Но я имею возможность каждый день говорить Богу: «Господь, я Твой, Ты мой Отец. Ты даешь мне свободу выбора, но я эту свободу передаю Тебе. Я становлюсь на Твою сторону. Не введи меня во искушение, но избавь меня от дьявола. И Ты можешь это сделать, потому что Твоя есть сила, Твое есть Царство. И не только вчера, и не только сегодня, но вовеки».
Теперь Бог может действовать по-другому. Это не означает, что у меня не будет никаких проблем, но теперь, когда я сознательно передал свою свободу Богу и попросил Его арестовать дьявола, я могу твердо верить: все, что случится со мной в течение дня, хорошее или плохое, произойдет с позволения Бога. Господь знает об этом, Он допускает это, а значит, это будет мне во благо.
Как много христиан забывают об этом и начинают день, строят планы, не защитившись от сил зла, не предоставив Богу дополнительные возможности действовать для нашего блага!
Если вы по-настоящему передали себя Богу и сказали Ему об этом, Господь гарантирует: что бы ни произошло с вами, все это допущено Его любвеобильной, исцеляющей, прощающей, освящающей рукою. Не будем вырываться из рук нашего Господа!
Настоящей молитве нужно учиться.
Ученики просили Иисуса: «Господи! Научи нас молиться». (Лк.11:1)
Молитва включает в себя процесс обучения.
Один из самых важных моментов — войти в такой контакт с Богом, чтобы Его жизнь и сила могли через нас передаваться другим.
? Слушать Господа — это первая, вторая и третья необходимые вещи для успешного ходатайства. Серен Кьеркегор однажды заметил: «Человек молился, и сначала он думал, что молиться — это значит говорить. Но потом он все больше и больше затихал, пока, наконец, не понял, что молиться — это значит слушать».
? Мы должны слышать, знать волю Божию и повиноваться ей, прежде чем начинать молиться о жизни других людей. Молитва о руководстве всегда предшествует молитве веры и окружает ее. Таким образом, чтобы научиться молиться о других, нужно прежде научиться слушать указания. Мы всегда склонны молиться о самых трудных ситуациях. Но когда мы внимательно слушаем, тогда мы начинаем с простого. Успех в малом ободряет нас и ведет к более серьезным делам. Если мы затихаем, мы понимаем не только то, каков Бог, но и как Он действует.
? Никогда не нужно осложнять молитву. Иисус учил нас приходить к Богу, как дети приходят к отцу. Открытость, честность, искренность, доверие — вот характерные черты общения ребенка со своим любящим отцом.
? Молитвы с детьми и о детях. Молитесь о детях днем вместе с ними. Молитесь о них ночью, когда они спят. Благословляйте ваших детей!
? «Мгновенная молитва» — эта чудесная идея развита Франком Лобахом в его книгах о молитве. Он поставил своей задачей молиться о каждом, кого только увидит.
Виды молитвы
Исследуя Священное Писание, мы видим, что существуют различные виды молитвы: молитвы прославления, молитвы благодарения, молитвы покаяния, прошения, молитвы посвящения. (Подумайте, какой вид молитвы вы чаще всего используете.)
Молитва прославления. Когда мы беседуем с Господом, первым шагом должно быть прославление. Как это делать? Во-первых, размышляя о том, Кто есть Бог, каков Он, наслаждаться тем, что Бог открыл о Своих деяниях в далеком и недавнем прошлом, и тем, что Он сказал нам о Себе. Постепенно, по мере того как мы будем размышлять об этом, мы почувствуем, как наш дух начинает воспринимать с большей реальностью Божье присутствие и Его сущность. Когда мы прославляем Его, то напоминаем себе, как Он велик.
Молитва благодарения. В этой молитве мы благодарим Господа за конкретные действия в нашей жизни, совершенные в прошлом и настоящем. Почему мы так редко благодарим Бога? Некто сказал: «Кто отдает себя в руки Божьи, тот видит руку Божью». Если бы мы ежедневно отдавали себя в руки Божьи, мы ежедневно видели бы Его деяния в своей жизни и благодарили бы Его за это.
Молитва покаяния. В свете величия Божьего мы призваны честно оценивать себя и сопоставлять с Ним. Духовная дисциплина призывает к регулярному признанию нашей истинной природы. «Боже, будь милостив ко мне, грешнику», — это сокращенный вариант молитвы покаяния. Нам нужен опыт ежедневного смирения в виде раскрытия себя перед Богом, когда мы смотрим в лицо своим недостаткам и нашей склонности искать пагубные пути. Многие люди, объявляющие себя последователями Христа, много лет назад утратили видение своей греховности. Поэтому так необходимо ежедневно открывать перед Богом свое сердце, просить Его показать наше истинное состояние и каяться перед Ним в соделанном.
Молитва прошения. Молитва прошения обычно означает молитву о других. Чем большим духовным авторитетом и ответственностью обладает человек, тем важнее для него развивать способности к молитвенному прошению. За кого мы обычно молимся? За близких родственников. Но молитва прошения предполагает расширение этого круга: в него нужно включить друзей, за которых мы ответственны перед Богом, тех, с кем мы работаем, чьи личные нужды нам известны. В этот список можно добавить также многие христианские организации, руководителей. Обращаясь к Богу с молитвенным прошением, мы должны всегда помнить, что призваны евангелизировать мир. Мы призваны молиться и о мире. «Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков. За царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте». 1 Тим.2:1,2 «И заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир». Иер.29:7. Мы возносим также свои личные просьбы о мудрости и руководстве Господа.
Молитва посвящения. Это вид молитвы, в которой вы перепосвящаете себя Богу, отдаете себя в Его руки. Это может быть молитва посвящения себя Господу на служение, на определенное действие, а также молитва обновления своих отношений с Господом и друг с другом.
Что необходимо, чтобы ожила семейная молитва?
Доктор Ховард Хендрикс рассказал историю о знаменитом британском проповеднике Ричарде Бакстере, пасторе престижной Церкви, члены которой были богатыми, влиятельными и умными людьми. Три года этот Божий человек изливал свою душу, проповедовал, как только мог, со всей страстью своего сердца, но результаты были ничтожными.
В конце концов, Бакстер упал на колени и воскликнул: «Господи, сделай что-нибудь с этими людьми, или я умру!» Что же произошло? Бакстер описал это так: «Мне показалось, что Сам Бог заговорил со мной и сказал: «Бакстер, ты работаешь не там. Ты ожидаешь, что возрождение придет к ним через Церковь. Попробуй начать с семьи!»
Ричард Бакстер начал посещать дома своих прихожан и учить их, как следует молиться всей семьей, чтобы ощутить присутствие Господа. Дух Святой начал изменять сердца и жизни этих людей, и в последующие месяцы и годы прихожане были воспламенены силой Божьей.
Социолог, доктор Питирим Сорокин заметил, что «лишь в одной из каждых 1015 семей, в которых практикуется совместная ежедневная молитва и изучение Библии, отмечаются случаи развода».
Родители, привившие своим детям духовные истины через семейную молитву, строят духовный мост через бурные воды юности. Вот пример — Чак Фара. Бродя по улицам Эдинбурга, он стал припоминать стихи из Священного Писания, которые учил еще ребенком. Именно Слово Божье, которому Чака учили дома, привело его обратно к вере.
Какой должна быть семейная молитва?
Правило 1. Составьте план. (Слово Божие, молитва, запоминание стихов.)
Правило 2. Будьте тверды и одновременно гибки в ваших планах. «В битве важно не умение атаковать, а способность продолжать атаку».
Правило 3. Разнообразие должно быть правилом в изучении Слова Божьего. Иногда можно раздать членам семьи листочки бумаги и попросить одного составить список чудес, совершенных Иисусом Христом, другого — написать все, что Христос говорил о спасении или что Он говорил о Божьей любви. Это не только обеспечит желанное разнообразие, но и сделает каждого активным участником событий.
Правило: никто не должен смеяться или шутить над тем, что другие делают или говорят во время семейной молитвы.
Продолжайте совершать семейные молитвы, находясь вне дома. Подобно Аврааму, каждая семья призвана строить жертвенники семейного богослужения, где бы она ни находилась. Ни отпуск, ни длительные командировки, ни поездка в гости не должны прерывать установившейся традиции утренних и вечерних семейных богослужений. В любом месте, куда бы мы ни отправились, присутствует Бог, Который и является Центром богослужения, вокруг Кот
Автор: Инна Кампен