Иудео-христианский диалог
«Победитель получает всё». Этот лозунг доктор исторических наук Игорь Щупак назвал свидетельством дикости. Так происходило многие столетия и отложило отпечаток на сегодняшние взаимоотношения между людьми разных национальностей, вероисповеданий, социальных слоев. Но участники «Иудео-христианского диалога», который проводился в Днепропетровске 24–26 июня 2007 года, могут с уверенностью заявить о новых отношениях между иудеями и христианами.
Их суть состояла в опровержении теологии замещения (учения о полной замене иудейского братства христианским), а также говорилось о терпимости и уважении к мнению других конфессий.
Арье Вудка – преподаватель иврита и Танаха («Ветхого завета») в Днепропетровске – как представитель иудаизма на Иудео-христианском диалоге заметил, что христианство имеет еврейские корни.
Апостолы были первыми вестниками об Иисусе Христе, и они были иудеями. Уже в период с I по IV век изменилась этническая база христианства, что повлекло за собой другие обычаи, понятия, отношения.
Многие сейчас задаются вопросом: «Как мы должны относиться к иудеям и иудаизму?», на который Максим Гордиенко, пастор адвентистской общины Днепропетровска и представитель христианской Церкви на «Диалоге», отвечает: «С благодарностью!»
Так относятся к ним многие адвентисты седьмого дна. Каждый вечер в пятницу и субботу они собираются, чтоб встретить и провести шаббат (субботу).
А во некоторых адвентистских общинах в начале встрече шаббата женщина зажигает две субботние свечи, так как она первая пошла на грех и утеряла свет для мира. После чего мужья произносят благословение женам, а жены – мужьям, дети также участвуют в этой традиции. Вечернее богослужение в пятницу не происходит без братского вкушения субботних хал, которые напоминают обычные плетенки. Посмотрев на них, можно заметить вид сложенных рук, что говорит о субботнем отдыхе. К хале дают стаканчик с виноградным соком.
На субботнем служении, когда провожают шаббат, свечи гасят в виноградном соке, возносится молитва о нуждах, прославляется Бог общим чтением текстов из Писания, пением песен на еврейские мотивы. Объединяет эти два собрания размышление о недельных главах, которые читают на протяжении недели, и молитва Шма Исраэль («слушай, Израиль» – Второзаконие 6:4-9).
«В каждом тексте Торы можно увидеть Йешуа (Иисуса) и Его великую миссию. Это очень важно для построения личных взаимоотношений с Богом, а также взаимоотношений с людьми, которых мы не относим к «нашим». Некоторые, пытаясь забыть то, что Иисус был евреем, отменяют 2/3 Библии, – подчеркнул Максим Гордиенко. – В иудаизме есть множество традиций, которые помогают лучше понять Писание. Ведь оно написано в еврейском народе и несет отпечаток еврейского мышления».