О музыкальных стилях
В данной статье хотелось бы порассуждать о некоторых стилистических особенностях музыкального служения в адвентистской Церкви. Вызвано это определенными негативными тенденциями в восприятии некоторых музыкальных стилей, на мой взгляд, абсолютно не оправданными. Начну с примера.
Несколько лет назад я предложил пять-шесть «Псалмов Сиона» музыкальным руководителям разных общин в разных городах Украины для использования их в служении. Они были аранжированы с использованием современных электроинструментов и ударных. Все они были нормально восприняты, особенно в небольших общинах, и используются до сих пор.
Но каково же было мое удивление, когда один из музыкантов категорически отверг эти псалмы именно по причине использования данного инструментария. Побывав на служении в этой общине, я не увидел вообще никакого музыкального служения, кроме невыразительного аккомпанемента Псалмов Сиона на фортепиано. Впоследствии я не раз сталкивался с подобным отношением к «осовремениванию» музыкального материала. Складывается парадоксальная ситуация: шесть дней человек слушает «мирскую» музыку, причем не самого плохого качества. А приходя в церковь в субботу, получает полузапинающийся аккомпанемент на расстроенном фортепиано, хор из пяти-шести человек, пытающийся исполнить четырехголосое произведение, да еще и с элементами полифонии, или псалом, исполняющийся в полтора-два раза медленнее, чем задумали его авторы. После такого служения не всегда приходит благоговение и желание прийти в церковь снова, особенно, если пришел в первый раз. Конечно, вышесказанное несколько утрировано, но очень многое из этого присутствует в музвкальном служении в общинах, особенно в небольших.
Также абсолютно непонятно стремление некоторых музыкальных руководителей создавать у себя хоры, не имея для этого ни певцов соответствующего уровня, ни возможности содержать такой коллектив. Причем, репертуар таких коллективов также абсолютно неадекватен их звучанию, т.е. серьезное произведение, написанное для академического хора, требующее соответственной подачи звука, динамики и пр. превращается в звучание народного хора какого-нибудь сельского ДК.
Хотелось бы вскользь коснуться и проблемы репертуара. С сожалением приходится констатировать факт, что песен в церкви начинает не хватать. Те псалмы, которые пришли к нам из советского прошлого, уже давно у всех на слуху. Ни в коей мере не хотелось бы умалить их художественной ценности, ведь это наш золотой фонд. Но жизнь идет вперед, и наряду со старыми нужны новые произведения, характеризующие нас именно как Церковь Остатка. И написаны они должны быть интересно и современно.
Было не очень приятно узнать о том, что пару лет назад для проведения молодежных конференционных собраний были использованы произведения музыкантов других конфессий, в то время как адвентисты просто не могли записать свои произведения ввиду отсутствия средств или необходимого оборудования. Косвенным подтверждением наличия этой проблемы в нашей церкви являются статьи «Дебютный диск Харьковского молодежного хора» и «Воин с гитарой в руках». Проблемы репертуара, записи, аранжировок, тиражирования CD, их изготовления очень актуальны в нашей церкви, и это тема для отдельного разговора.
Отсюда вытекает следующее:
— не стоит бояться использовать в служении произведения, аранжированные в современной стилистике;
— при этом, однако, нужно воздерживаться от использования откровенно танцевальных стилей рэп, фанк, R&B и разновидностей рок-музыки;
— важно понимать, что один хороший солист или ансамбль лучше плохого хора, даже если очень хочется его иметь;
— качественная фонограмма плюс хорошее вокальное исполнение – необходимые составляющие музыкального образа, заложенного в псалме. А без использования электроники сегодня написать хорошую фонограмму невозможно.
Игорь Шабулин
Тел. 8-095-54-52-079
Комментарии:
ПФС:Цитата:
при этом, однако, нужно воздерживаться от использования откровенно танцевальных стилей рэп, фанк, R B и разновидностей рок-музыки
Интересно, почему рэп — откровенно танцевальный стиль, а вальс, который применять в служении можно, — не танцевальный?
Комментарии (5):
ПФС
| Ссылка на комментарий
[quote]при этом, однако, нужно воздерживаться от использования откровенно танцевальных стилей рэп, фанк, R&B и разновидностей рок-музыки[/quote]
Интересно, почему рэп — откровенно танцевальный стиль, а вальс, который применять в служении можно, — не танцевальный?
| Ссылка на комментарий
Игорь, исследуй историю появления и прихода в музыку современной ударной установки, попытайся выяснить, КТО является ее автором, КАКОЕ ВЛИЯНИЕ оказывает на человека современные "способы" "игры" на ней, а потом посмотрим, захочется ли тебе слушать ее вообще, а не то, чтобы применять ее для музыкального оформления богослужения.
Шабулин Игорь
| Ссылка на комментарий
Мне абсолютно все равно что вы там думаете…
Еще раз повторю: «Не стоит бояться использовать в служении произведения, аранжированные в современной стилистике!»
В настоящий момент я готовлю фонограммы в таких стилях, как:Technical Black Metal(один из самых жестких стилей металла), а также (!)ВНИМАНИЕ(!) — Old School Underground Hardcore Gangsta Rap (в стиле West Coast gangsta rap). Я постарля 🙂 — это будет жесткий, уличный, напряженный и угрожающий стиль (хотя последний эпитет не всегда имеет место) и одновременно частичное сочетание клубных мелодий, жесткий, шумный звук. Уже отправил запрос на переговоры с брэндом Master P!
Интересно тоже создал недавно фонограмму в стиле , который не очень нравиться, но все же(!): Gore Metal — это смесь Grindcore и Brutal Death Metal — жесткий вокал, тяжелые риффы и — металлическое соло !
И на прощание, еще раз повторюсь;»МНЕ ГЛУБОКО «ВСЕ РАВНО», ЧТО ВАМ ТАМ НРАВИТЬСЯ И ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ!!!»
Вы все равно будете слушать МОЮ музыку…
Виталий
| Ссылка на комментарий
«МНЕ ГЛУБОКО «ВСЕ РАВНО», ЧТО ВАМ ТАМ НРАВИТСЯ И ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ — вы все равно будете слушать МОЮ музыку» — никого не напоминает?? По-моему не хватает только мрачного зловещего хохота и кривой улыбки. Только вот странно — музыка-то при этом вроде как христианская…
vladimir
| Ссылка на комментарий
hory v malenkih obchinah pravilno skazano.eche v horah prisydstvyut
lydi kotorie prosto otkrivaut rot.oni imeut vneshnost ihoroshyu odegdy.eto privlekaet lydei.po.mneniu rykovoditelei hora.pechalno.