Взаимоотношения со СМИ(часть 2)
ПРЕСС-РЕЛИЗ
Адвентисты седьмого дня призывают к миру
Мир, в котором мы живем, становится все более нестабильным и опасным. События недавнего прошлого усилили чувство уязвимости, личного и коллективного страха перед насилием. Во всем мире войны и страх не дают покоя многим миллионам людей, угнетаемых ненавистью и угрозами.
Тотальная война
C середины прошлого века для человечества наступила эпоха тотальной войны. Тотальная война предполагает теоретическую возможность того, что жители Земли в состоянии уничтожить, если это не предотвратит воля Божья, всю человеческую цивилизацию. Ядерное оружие и биохимические средства массового уничтожения имеют целью поразить густонаселенные центры планеты. Целые народы и государства мобилизуются для ведения войны или становятся мишенью военной угрозы. Если вспыхивает война, то она сопровождается жесточайшими разрушениями и насилием. Стало сложнее оправдать войны, несмотря на то, что технический прогресс позволяет достигать большей точности в поражении целей и сводить к минимуму потери среди гражданского населения.
Новое измерение
Несмотря на то, что ООН и различные религиозные организации объявили первое десятилетие 21 века десятилетием содействия миру и безопасности в противовес различным формам насилия, возникла новая и коварная разновидность насилия, его новое измерение — организованный международный терроризм. Терроризм, сам по себе, существует давно, однако всемирная террористическая сеть – это совершенно новое явление. Еще одним новым фактором является апелляция к «полученному от Бога» мандату, служащему обоснованием террористической деятельности под покровом борьбы культур или даже «религиозной» войны.
Возникновение международного терроризма дает ясно понять, что войну могут вести не только целые народы или государства, но и различные группы людей. Как указывала сто лет назад одна из основательниц Церкви Адвентистов Седьмого Дня, «нашим величайшим грехом является жестокость одних людей по отношению к другим» (Елена Г. Уайт «Служение исцеления», с. 163). И действительно, человеческая природа склонна к насилию. С христианской точки зрения, все акты жестокости являются на самом деле частью вселенской войны, великой борьбы добра и зла.
Терроризм использует в своих интересах религиозные концепции
Террористы, в особенности, действующие из религиозных побуждений, заявляют о том, что их мотивы имеют абсолютное значение, а лишение жизни других людей, без каких-либо различий, полностью оправдано. Полагая себя орудием Божьего правосудия, они, однако, совершенно не способны представлять великую любовь нашего Господа. Более того, международный терроризм полностью противоречит идее религиозной свободы. В его основе лежит политический и/или религиозный экстремизм и фундаменталистский фанатизм, которые присваивают себе право навязывать определенные религиозные убеждения или мировоззрения, уничтожая тех, кто эти взгляды не разделяет. Навязывание другим людям, посредством пыток и террора, собственных религиозных представлений предполагает стремление использовать в своих интересах и манипулировать представлением о Боге, превращая Его в идола зла и насилия. Результатом является пренебрежение к достоинству человека, сотворенного по образу Бога.
В то время как народы и государства будут неизбежно стремиться защитить себя от насилия и террора военным путем, порой приводящим к кратковременным успехам, использование для этой цели насильственных средств неспособно обеспечить разрешение глубоких социальных проблем и разногласий на длительную перспективу.
Фундамент мира
Как с христианской, так и с практической точки зрения, прочный мир во всех случаях предполагает наличие, по крайней мере, следующих четырех составляющих: диалога, справедливости, прощения и примирения.
Диалог – Резкие обличения и призывы к войне должны уступить место диалогу и дискуссиям. Прочного мира невозможно добиться путем насилия, но он достигается посредством переговоров, диалога и – что неизбежно – политических компромиссов. Разумные речи, в конечном итоге, оказывают большее влияние, нежели сила оружия. Христиане, в частности, должны всегда проявлять готовность к совместному обсуждению разногласий, как это рекомендует Библия.
Справедливость – К сожалению, в мире свирепствует несправедливость, а случаи несправедливости приводят к борьбе и раздорам. Справедливость и мир идут рука об руку, так же как несправедливость и война. Бедность и эксплуатация порождают недовольство и безнадежность, что приводит к безумству и насилию.
С другой стороны, «в слово Божьем мы не найдем одобрения политики, позволяющей одному классу обогащаться за счет притеснения и страданий других» (там же, с. 187).
Справедливость требует уважения прав человека, в частности, религиозной свободы, связанной с глубочайшими людскими устремлениями и лежащей в основе всех этих прав. Справедливость требует отказа от дискриминации, уважения достоинства и равенства людей, а также равноправного распределения всего, что имеет жизненную необходимость. Экономическая и социальная политика может приводить или к миру, или к недовольству. Забота адвентистов седьмого дня об обеспечении социальной справедливости находит выражение в поддержке и содействии религиозной свободе, а также в деятельности церковных подразделений и организаций по уменьшению бедности и обеспечению условий, препятствующих маргинализации. Такие усилия Церкви могут со временем привести к ослаблению общественного недовольства и терроризма.
Прощение – Прощение обычно считается необходимым элементом для восстановления нарушенных межличностных отношений. Ему придается большое значение в молитве, которой Иисус просил молиться Его учеников (Мф. 6:12). Однако мы также не должны упускать из виду соответствующие корпоративные, социальные и даже международные аспекты. Если необходимо добиться мира, то крайне важно отбросить груз прошлого, выйти за пределы набивших оскомину споров и работать для достижения примирения. Это предполагает, как минимум, не замечать допущенных в прошлом несправедливостей и насилия, а как максимум – подразумевает прощение, которое поглощает боль, не требуя возмездия.
Греховная природа человека и проистекающее из нее насилие делают необходимым прощение, которое позволяет разорвать порочный круг обиды, ненависти и отмщения на всех уровнях. Прощение противостоит склонностям человеческой натуры, поскольку для поступков людей характерны проявления мести и воздаяние злом за зло.
По этой причине первостепенной необходимостью для Церкви является воспитание культуры прощения. Наш долг, как христиан и руководителей Церкви, состоит в том, чтобы помочь отдельным людям и целым народам освободиться от оков совершавшегося в прошлом насилия и отказаться от того, чтобы из года в год, из поколения в поколение воспроизводить ненависть и насилие, порожденные их предыдущим опытом.
Примирение
Прощение создает основу для примирения и одновременного восстановления отчужденных или враждебных отношений. Примирение – это единственный путь к успешному достижению сотрудничества, гармонии и мира.
Мы призываем христианские церкви и их руководителей выполнять служение примирения, будучи посланниками доброй воли, открытости и прощения (см. 2 Кор. 5:17- 19). Это всегда является трудной, деликатной задачей. Стремясь избежать на нашем пути многих политических ловушек, мы должны, тем не менее, провозглашать на земле свободу – свободу от преследований, дискриминации, крайней нищеты и других форм несправедливости. Христианский долг состоит в том, чтобы стремиться защитить тех, кто подвергается угрозе насилия, эксплуатации и террора.
Поддержание высокого качества жизни
Спокойная и уверенная работа религиозных организаций и отдельных лиц, не стремящихся себя афишировать, играет неоценимую роль. Однако этого недостаточно: «Мы не просто существуем в духовной среде, но проявляем активный интерес ко всему, что формирует наш образ жизни, и нас заботит благополучие нашей планеты». Христианское служение примирения должно «способствовать восстановлению человеческого достоинства, равенства и единства через благодать Господа, благодаря которой люди видят друг в друге членов семьи Божьей» (Цитата из выступления пастора Яна Полсена, президента Генеральной Конференции Церкви Адвентистов Седьмого Дня).
О Церкви должны судить не только по ее духовному вкладу в жизнь общества (хотя он играет фундаментальную роль), но также на основании оказываемой ею поддержки качества жизни людей, и в этом отношении крайне важно миротворчество. Нам необходимо с покаянием отмежеваться от насильственных форм или действий, в которых как в историческом прошлом, так и относительно недавно отдельные христиане и их церкви принимали участие, мирились с ними или даже пытались их оправдать. Мы обращаемся к людям доброй воли во всем мире с призывом играть активную роль в установлении и поддержании мира, содействуя, тем самым, разрешению проблем, а не их осложнению.
Миротворчество
Церковь Адвентистов Седьмого Дня желает поддерживать ненасильственную гармонию грядущего Царства Божьего. Это требует от нас «наведения мостов», которое способствовало бы примирению различных участников конфликта. Говоря словами пророка Исаии, «и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения» (Ис. 58:12). Иисус Христос, Князь Мира, желает видеть Его последователей миротворцами и, поэтому, называет их «блаженными» (Мф. 5:9).
Роль образования в утверждении культуры мира
В ведении Церкви Адвентистов Седьмого Дня находится вторая по величине система церковных образовательных учреждений – более 6 тыс. школ, колледжей и университетов во всем мире. Каждому из этих учебных заведений предложено выделять ежегодно одну неделю из своего учебного плана для представления различных программ, делающих особое ударение на уважении к другим людям, культурной осведомленности, отказе от насилия, миротворчестве, разрешении конфликтов и примирении. Все это должно служить особым «адвентистским» вкладом в утверждение культуры социальной гармонии и мира. В этой связи Отдел образования Церкви АСД готовит соответствующие учебные планы и другие материалы, которые могут оказаться полезными при реализации указанной программы мира.
Просвещение рядовых членов Церкви в вопросах отказа от насилия, мира и примирения должно быть непрерывным процессом. Пасторам предложено использовать кафедру для проповедования Евангелия мира, прощения и примирения, устраняющего барьеры, созданные расовыми, этническими, национальными, половыми и религиозными различиями, и содействующего развитию мирных отношений между отдельными людьми, группами населения и народами.
Христианская надежда
Хотя миротворчество может показаться неблагодарной задачей, мы имеем обетование и возможность изменения людей посредством обновления. Все виды насилия и терроризма фактически являются, с богословской точки зрения, одной из сторон борьбы между Христом и сатаной. Христиане имеют надежду, ибо уверены в том, что зло — таинство беззакония – последует своему предназначению и будет побеждено Князем Мира, после чего наш мир обновится. В этом состоит наше упование.
Ветхий Завет, невзирая на содержащуюся в нем летопись войн и насилия, устремлен к новому творению и, так же как и Новый Завет, обещает окончание порочного круга войн и террора, когда оружие исчезнет и будет перековано на сельскохозяйственные инструменты, в то время как мир и ведение Господа, Его любовь наполнят всю землю, как воды наполняют море (См. Ис. 2:4; 11:9).
В ожидании этого нам необходимо во всех наших отношениях следовать золотому правилу («Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» — Мф. 7:12) и не только любить Бога, но любить и других людей точно так же, как это делает Он (см. 1 Ин. 3:14, 15; 4:11, 20, 21).
(Это заявление было утверждено Исполнительным комитетом во время Полугодичного совещания Генеральной конференции 18 апреля 2002 года в Силвер Спринг, Мэриленд.)
ВЕЙКО, ШТАТ ТЕХАС. ИЗУЧЕНИЕ ДАННОГО СОБЫТИЯ КАК ПРИМЕРА КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ
В воскресенье, 28 февраля 1993 года полицейские пытались провести обыск у Вернона Хоувелла (псевдоним Дэвид Кореш), главы небольшого религиозного культа, место расположения которого недалеко от города Вейко, штат Техас, США. У полиции были доказательства, что эта группа занимается нелегальной продажей оружия, включая автоматическое военного образца. Хоувелл и некоторые другие воспрепятствовали аресту, убили четырех полицейских и ранили 16. На следующее утро по всем каналам новостей прошли сообщения об этом событии и в течение 51 дня продолжавшегося противостояния СМИ уделяли очень большое внимание этому событию.
Хоувелл, в прошлом адвентист седьмого дня, увлекся одной из отделившихся групп, которая покинула Церковь в 1930-х гг. Он также привлек на свою сторону около 100 членов Церкви, которые приехали к нему из США, Англии, Австралии, островов Карибского моря. Они построили небольшое поселение около города Вейко. Его описывали как человека, осуществлявшего религиозный контроль над собравшимися у него людьми. Он также был замешан в прелюбодеянии с женами и дочерьми членов его группы. И в конечном итоге он начал торговать оружием.
В течение 24 часов новость разнеслась по всему миру. Сообщалось, что Хоувелл и его приверженцы имеют отношение к церкви адвентистов седьмого дня. Журналисты брали интервью у служителей Церкви всех уровней, многие из которых не имели опыта в общении с прессой. Они брали интервью даже у рядовых членов Церкви, не занимающих никаких должностей. Мы вынуждены признато тот факт, что церковь адвентистов седьмого дня не особенно хорошо знакома для жителей США. Только примерно половина из 250-миллионного населения страны признается, что слышала о церкви, а те, кто смогли полностью назвать имя церкви, вообще не имели понятия, что эта церковь собой представляет или путали ее с другими церквями. Руководство Церкви оказалось в ситуации, которая могла бы серьезнейшим образом притормозить миссию Церкви на целое поколение, а может быть, и больше.
А. Что было сделано?
Немедленно была сформирована команда в штаб-квартире церкви для работы со СМИ. В нее входил помощник президента ГК, помощник президента Северо-Американского дивизиона, сотрудники отдела информации ГК и Северо-Американского дивизиона, а также консультант по юридическим вопросам.
Все согласились «что должны выражать одно мнение по данному вопросу». Репортеры горели желанием говорить с любым человеком, которого они могли достать, поэтому потенциальное недоразумение могло быть безграничным. Поэтому был назначен один человек – официальный представитель Церкви адвентистов, выступавший от имени всех уровней церковной организации, всех отделов, всех учреждений и агентств. Это был Гари Паттерсон, помощник президента Северо-Американского дивизиона.
Была организована группа по связям с общественностью для оказания помощи спикеру и сформированной команде по работе в кризисной ситуации. Была привлечена Портер Новели — крупная компания, специализирующаяся на освещении событий в кризисных ситуациях. Мэри Шнек из этой компании давала советы Паттерсону, а также другие сотрудники этой кампании помогали отвечать на телефонные звонки, поступавшие от представителей СМИ, а также собирали выдержки из газет, журналов, телеграфа, радио и телевидения, где упоминалось имя церкви адвентистов седьмого дня.
Три «официальных заявления» были быстро сформулированы. Они последовательно использовались Паттерсоном, он был проинструктирован, как отвечать на все вопросы одним из этих трех сформулированных заявлений. Эти заявления также были отправлены администраторам и штату сотрудников отдела информации церкви. Вот краткое содержание этих трех заявлений:
«Вместе со всеми людьми доброй воли, мы выражаем наше глубокое соболезнование семьям, потерявшим родных в……… трагедии………»
«Церковь адвентистов седьмого дня не имеет никакого отношения к Ветви Давидовой или какому-либо другому культу». (если задаются вопросы о группе Хоуэлла, ее истории, деятельности или вероучении, Паттерсон направлял журналистов к светской организации под названием «Информация о культах» и давал ее номер телефона).
Церковь адвентистов является «одной из основных хритстианских религий», членство которой было в 1993 г. 8 миллионов. Свой вклад в общество церковь вносит посредством «всемирной сети больниц, клиник, мобильных госпиталей; международного агентства помощи и развития…. А также посредством самой крупной протестантской образовательной системы в мире.
Паттерсон и все сотрудники Церкви в соответствии с инструкцией отвечали: «Я не могу говорить от их имени», когда их спрашивали особенно об истории различных отколовшихся групп, начиная с 1930 гг и окончательно пришедших к группе Хоувелла. «Репортеры обычно звонили и задавали свои вопросы например так: «Мы знаем, что вы не имеет никакой связи с Ветвью Давидовой, но не могли бы вы помочь нам понять … И тогда они переходили к вопросам о происхождении, теологии, учению, обычаям и т. д. группы, находившейся в Вейко», — вспоминает Паттерсон. «Действительно, мы готовы были помочь. Но делать попытки объяснять теологию или толковать Откровение для СМИ или высказывать цитаты это очень сложно… и ведет к недопониманию».
Местная адвентистская община, расположенная в Вейко, вместе с церквями других вероучений, основала Межконфессиональный фонд памяти для оказания помощи семьям погибших полицейских. Баптисты, католики, иудеи, церковь Христа, лютеране, методисты и греческая православная церковь приняли участие в создании этого фонда. Пожертвования поступали от адвентистских церквей со всей страны, и информация об этом появлялась в СМИ.
Б. Каков же был результат?
«Для СМИ и агентств новостей сразу стало ясно, что события, произошедшие в Вейко, не связаны с вероучением или образом жизни Церкви адвентистов седьмого дня», — сообщал Паттерсон. У него брали интервью многие журналисты из таких агентств как: USA Today, Associated Press, United Press International, ABC, NBC радиостанции, три утренних телевизионный канала («Это утро», «Доброе утро, Америка» и «Сегодня»), Chicago Tribune, Washington Post, Dallas Morning News, Boston Globe, Atlanta Journal Constitution and Lary King Live. Целью этих интервью было не сделать себе имя, а попытка не быть упомянутыми на страницах печати или в эфире. Когда появления на экране невозможно было избежать, то все усилия были предприняты, чтобы появляться вместе с другими религиозными руководителями. Например, Паттерсон давал интервью вместе с хорошо известным христианским фундаменталистским руководителем Джерри Фалвеллом на канале «Доброе утро, Америка!» 20 апреля.
Ко времени трагической развязки противостояния между группой Хоувелла и полиции (которое все еще вызывает политические разногласия в США), имя адвентистской церкви исчезло из сообщений СМИ. Фактически, эффективность выбранной стратегии была очевидна в жалобах некоторых сотрудников церкви, которым казалось что они должны были получить больше возможности привлечь к себе внимание СМИ в связи с событиями в Вейко.
Год спустя Северо-Американский дивизион поручил Центру творческого служения провести опрос в стране с целью выявления насколько известна церковь адвентистов и как люди к ней относятся. Менее одного процента населения связали имя церкви адвентистов седьмого дня с событиями или личностями в Вейко или просто со словами «культ» или «секта». (See Public Awareness: the Perceptions and Attitudes of the General Public toward the Sevent-day Adventist Church by Carole Kilcher and Paul Richardson, available at 800-272-4664).
(Данный материал подготовлен Монте Сахлин, президентом Колумбийской унионной конференции)
СОБЫТИЯ, СВЯЗАННЫЕ С АВСТРАЛИЙСКОЙ КАМПАНИЕЙ САНИТАРИУМ: КРИЗИС ПРЕВРАТИЛСЯ В ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ РЕАКЦИЮ В СМИ
СИТУАЦИЯ
Письмо с угрозой отравления жидких продуктов, выпускаемых Санитариумом
Сопутствующее недовольство церковью адвентистов седьмого дня
У нас был план действий в кризисной ситуации
ПРОБЛЕМА
Ответ на угрозу
Быстрое и эффективное введение в действие плана действий в кризисной ситуации
Убеждение покупателей в безопасности тех продуктов, которые мы выпускаем
Минимизация ущерба для компании и ее репутации
Закладка надежного основания, чтобы как можно быстрее возвратиться на рынок
СТРАТЕГИЯ
Вовлечение всех заинтересованных сторон
Решительные действия, которые у всех на виду
Наблюдение и выслушивание всех СМИ
Предвосхищение сообщений СМИ
Ответ на угрозу
Команда по работе в кризисных ситуациях собралась менее чем за час
Определение ситуации
Работа с экспертами
Рассмотрение всех факторов
Выявление возможностей
РЕШЕНИЕ и ДЕЙСТВИЕ!
Пути отзыва продуктов
Обзор документов
Краткая информация для участников
Система возврата продуктов
Сообщение для СМИ – «Безопасность покупателей для нас самое главное»
СЛЕДУЮЩИЕ ШАГИ
Обзор и оценка сообщений СМИ
Планирование следующих шагов
Темы сообщений для газет и радио на несколько дней вперед
Сообщения об отзыве продуктов в газетах
ОСНОВНЫЕ УРОКИ
Важность информации, получаемой от держателей акций
КАНАЛЫ ИНФОРМАЦИИ
Ценность роли ключевых помощников
Ценность продвижения вперед
Планирование успешного курса, направленного на возвращение на рынок
Расчет нужд покупателей и привлечение внимания СМИ
Стратегия под названием «Назад на рынок»
Информация, получаемая от групп, работавших над этой ситуацией
Организация работы специалистов для проверки продуктов
Организация ответов на звонки покупателей
Сведения об опросе населения, являющегося нашими покупателями
Инспекция и проверка
Реакция СМИ на события
Проверка 300 000 отозванных экземпляров продукции
Покажите, а не говорите
Возвращение на рынок
Формирование команды для возвращения продукции компании на рынок
Миссия: убежденность в успешном возвращении и занятии своего места на рынке
Производство, логистика, распространение, продажа и информационное обеспечение покупателей
Развитие и внедрение информационной программы
«Возвращение на полки»
Никаких доказательств заражения
Объявление о возвращении продуктов
Демонстрация уверенности
Признание поддержки общественности
Основные сообщения для рекламы
«Ваши любимые напитки, производимые компанией Санитариум, вернулись на полки магазинов!»
Результаты: реклама сделала свое дело
520 сообщений СМИ (печатные, радио, ТВ)
Более 73 миллионов имели возможность увидеть
Освещение честное, аккуратное и привлекательное
ВЫВОДЫ
Определены информационные проблемы
Прислушиваться к мнению сотрудников
Результаты выводов включены в устав
(используется с разрешения отдела общественных связей компании Санитариум 2003 г.)
XII. ОТДЕЛ ИНФОРМАЦИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
Ray Dabrowski, Director
Lynn E Friday, Administrative Assistant
Communication Department
12501 Old Columbia Pike
Silver Spring, MD 20904-6600
Email: dabrowskir@gc.adventist.org
Email: fridayl@gc.adventist org
Phone:(301)680-6300
Fax: (301)680-6312
John T Banks, Media Relations Director
Communication Department
12501 Old Columbia Pike
Silver Spring, MD 20904-6600
Email: banksj@gc.adventist.org
Phone:(301)680-6307
Fax: (301)680-6312
Reger Smith, Jr., Public Relations Director
Communication Department
12501 Old Columbia Pike
Silver Spring, MD 20904-6600
Email: smithr@gc.adventist org
Phone:(301)680-6313
Fax: (301)680-6312
Mark Kellner, Assistant Director for News & Information
Communication Department
12501 Old Columbia Pike
Silver Spring, MD 20904-6600
Email: kellnerm@gc.adventist.org
Phone:(301)680-6306
Fax: (301)680-6312
Офис по связям со СМИ
Отдел информации
Церкви Адвентистов Седьмого Дня
Генеральная Конференция
12501 Old Columbia Pike,
Silver Spring, Maryland 20904, U.S.A.
Phone: +(301) 680-6300
www.adventist.org
Cоставители: Бэнкс Дж., Дабровский Р., Келлнер М., Смит Р.-младший, Шнэк М. – текст, Фрайди Л. – помощник редактора.