Да здравствует разочарование!
Разочарование – один из кошмаров, преследующих человечество. Немного раньше люди бежали от одного «всезнайки» к другому, теперь предпочитают не доверять никому, прячась за стеной скептицизма и равнодушия. Откуда же взялся абсурдный лозунг в заголовке? Или это очередное проявление украинского саЛомазохизма?
Прощание с чарами
Слова «разочарование» нет в Синодальном переводе Библии, потому что православные братья четко помнили о его происхождении от слова «чары» (колдовство, гипноз) и считали неприемлемым его употребление в библейском тексте. Есть однокоренные слова чары, чародей, чародействовать, которые употребляются в крайне негативном смысле (Второзаконие 18:10–12). Разочаровать – значит снять порчу колдуна или «кодировку» экстрасенса; освободиться от сатанинского обмана. Разочарование – прощание с иллюзиями. Это немалый риск – ощутить глубокую потерю и пустоту, чтобы: 1) разрушиться духовно и/или физически, 2) слепо держаться за прежнюю иллюзию (т.е. ложь), 3) дерзнуть отправиться на поиски Правды.
Но мы можем увидеть эту идею, выраженную описательно. Так, Господь устами пророка Исаию высказывает Свое удивление израильским «пиром во время чумы». Вернее, во время вражеской осады города: «И вот, лучшие долины твои полны колесницами, и всадники выстроились против ворот, и снимают покров с Иудеи; и ты в тот день обращаешь взор на запас оружия в доме кедровом. Но вы видите, что много проломов в стене города Давидова, и собираете воды в нижнем пруде; и отмечаете дома в Иерусалиме, и разрушаете дома, чтобы укрепить стену; и устраиваете между двумя стенами хранилище для вод старого пруда. (…) И… Господь Саваоф… призывает вас в этот день плакать и сетовать, и остричь волоса и препоясаться вретищем. Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: «будем есть и пить, ибо завтра умрем!» И открыл мне в уши Господь Саваоф: не будет прощено вам это нечестие, доколе не умрете» (Исаии 22:7–14). Бог оставил перспективу пленения и изгнания Своего народа из земли обетованной как последнюю, крайнюю меру, угроза которой должна была подвигнуть израильтян к глубоким размышлениям и действиям в Божью сторону. Увы! «Несмотря на все усилия врачей, больной выжил». Люди не захотели разочаровываться в своей способности помочь самим себе.
«Добренький» Бог
Когда один проповедник пережил болезнь своей маленькой дочурки, то записал: «тогда у меня не было ни тени сомнения, что Бог исцеляет. Просто если бы я был Богом и моя дочь заболела, я немедленно исцелил бы ее. (…) Он не какой-нибудь стоический эгоистичный Бог, у Которого нет ни малейшего сострадания к Своим детям» (Т. Д. Джейкс. Папа любит Своих дочерей. – К.: Джерело життя, 2002. – С. 27. Курсив мой – М. Б.). Авторский пафос очень эффектен, и тем не менее это пример того, как, развивая хорошую идею на пространстве всего полсотни слов, можно ее серьезно исказить, если не сказать больше. Давайте не будем смотреть на Бога однобоко. Он «человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи, прощающий вину и преступление и грех» (Исход 34:6) и очень хочет дать нам обещанную жизнь с избытком. Однако когда я или брат Джейкс «ставим» себя на место Бога, чтобы судить о Его намерениях, не будем забывать о том, что для Господа существует не только моя сиюминутная боль, потребность, неудобство или недостаток. Он знает и о тех новых угрозах и проблемах, которые встретят человека, когда он свою потребность удовлетворит, болезнь вылечит, разбогатеет или расположится с удобством: «Когда же введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, которую Он клялся отцам твоим… дать тебе с большими и хорошими городами, которых ты не строил, и с домами, наполненными всяким добром, которых ты не наполнял, и с колодезями высеченными, которых ты не высекал, с виноградниками и маслинами, которых ты не садил, и будешь есть и насыщаться, тогда берегись, чтобы не забыл ты Господа» (Второзаконие 6:10–12). Такой «склероз» погубил Люцифера, Каина, Саула, чуть не стоил вечности Соломону… Всякий раз, когда Творец «со всей душой» одаривает Своих детей, Он вынужден помнить (и убеждать нас), что щедрость немыслима без закона, а доброта без порядка. Папа знает, что сынок будет счастлив возможности смотреть телевизор до утра! И если следовать логике Джейкса, он так и должен поступить – любя, обрадовать ребенка. К сожалению, не раз приходилось слышать и из уст реальных родителей, что правильное воспитание – ни в чём дитяти не отказывать. Такие взрослые и дети легко строят логическую цепочку Джейкса: 1) счастье – когда меня любят, 2) любовь – это забота обо всех моих нуждах (по возможности мгновенная), 3) если я сразу не получаю просимого – что-то не так с любовью. Как легко от такого «прославления» перейти к ропоту, а то и к обиде на Господа, не желая помнить: ценишь лишь то, чему знаешь твердую цену. Благодать – не дешевка. Доброта стоила Иисусу Голгофы. Наследство недаром дается человеку не раньше совершеннолетия, и сколько история знает примеров того, как и взрослые люди не сумели распорядиться имуществом и возможностями.
Господь дает необходимое всем, но только Он знает границы необходимого (1 Тимофею 6:8). По сравнению с голодающими африканцами либо нищими латиноамериканцами миллионы «простых» украинцев действительно богаты! Но, утверждаясь земными способами, мы всегда будем «одними из», всегда будем ощущать недостаток. Давайте послушаем наши праздничные поздравления друг другу: долгих лет жизни, крепкого здоровья, мира и процветания. К сожалению, никто и никогда не почувствовал, что ему стало достаточно этих вещей (Екклесиаст 6:7). Насытиться земным невозможно, ведь не только физической сытости хотят наши сердца.
Полезная потеря
Мы пытаемся привязаться к видимому. В нём мы ищем самореализацию и счастье. Но, как говорит Джон Элдридж в книге «Путь желания», задание земной жизни – разочаровать нас, чтобы мы обратили взоры к жизни небесной.
Мой недолгий жизненный опыт показывает, что не разочарованный человек не придет к Богу. Только те, кто почувствовал душевную боль и беспомощность, готовы к кардинальным переменам в жизни. Мне и вам нужно разочароваться в дьявольской лжи, самих себе и земной жизни, чтобы всем сердцем полюбить Божье слово, Христа и жизнь с Ним. К сожалению, ощутить глубокую неудовлетворенность в своем существовании в основном побуждают трагические переживания: предательство или потеря близких людей, серьезные опасности и болезни. Рассказывали историю 28-летнего парня, который пришел к Богу, заболев раком легких. И когда у него спросили, почему он не озлобился, не отчаялся в этой ситуации, ответил: «Я знаю себя. Меньшие переживания не заставили бы меня стать пред Богом на колени». Как и предсказывали медики, через месяц он умер. Умер со спокойствием на лице и молитвой на устах, готовясь увидеть не лицо врача, но лик Спасителя.
Максим Балаклицкий