Поэзия Елены Дрюцкой: всё началось с буриме
— Начала писать в третьем классе. Люблю читать книжки, начиталась поэзии. Вдруг что–то «щелкнуло»: «Едут кутузы убить французов, солдаты «Ура!» – кричат». И понесла библиотекарю. Вот я стих написала, а она посмотрела на меня и сделала вид, что ей понравилось. С этого и началась моя стихотворная карьера.
Писала друзьям. Любила литературу. Осознанно я начала заниматься лет с 16, когда познакомилась с ребятами, они до сих пор мои друзья. Но они еще не стали христианами, хотя они — люди ищущие добра, я думаю, что однажды Господь заберет их с того пути, который они выбрали. Моя подруга Ирина писала стихи, которые я никогда не знала. И это меня вдохновило. Затем я попала в детский клуб авторской песни. Это очень важный для меня период. Им руководил Алексей Константинович Пугачев. Мы с моей подругой считаем его эпохальной личностью. Это мой литературный папа. Я считаю, что должна быть ему обязана, потому что он побивал к буриме, привил мне любовь к этой игре – с одной стороны. С другой стороны, я начала писать стихи, в которых не было «воды», но в них был смысл, завершенное каждое слово. И стихи, в которых не было словесных огрех, как например – «волны бьются о борт». Он меня научил думать. Думать с рифмою в руках. Был очень долгий период, период становления, не радостная часть моей жизни. Я любила цыганщину, как и все ребята с прослойки из этого общества. Это была авторская песня. И все шло к тому, что я написала цыганский роман. У меня была пара цыганских песен, которые я даже не знаю где искать. Фраза того периода: «…Кипит яичница на сковородке, как страшно хочется мне водки» – это то, что помню наизусть.
Потом когда я пришла к Богу, я поняла, что все что я писала — оно ничего не стоит, что даже надо его забыть и не вспоминать. И я так и сделала. Но прошел целый год с момента моего крещения. И вдруг ко мне пришли слова. Я их не придумала. Они ходили за мной следом, и я поняла, что мне нужно их просто записать. Начинался стих так: «И неизменны истины благие, в чьем сердце мненье слово отдает». Это был первый стих, я его считаю самым лучшим. С этого все началось. На следующий день я написала опыт своего крещения — «Смогу ли я одержать победу над собой» (это был второй стих, который я написала, будучи верующим человеком). И потом мне Господь давал размышления. Он давал мне четверостишия, я была больна ими по нескольку дней, по неделям. Пока я их не запишу, я не могла нормально себя чувствовать. Мне приходилось все оставлять и погружаться, в то чтобы понять. Эта работа под названием: «ученики Иисуса Христа». Все стихи ко мне приходили от Бога. Все вещи, которые я считаю значащими они приходили от Бога.
Были свадебные стихи. Для меня это тоже интересный опыт. Посвящая своим друзьям, писала за 15 минут в метро на станции Метростроителей — встав на станции Научной с готовым стихом. Из-за того, что никакого листика не было, подписывала, таким образом, их фотографии.
Отдельным блоком идет совершенно неожиданная для меня тема, я очень сильно «заболела» этим. Размышляя о мироздании, родилась басня: «О червяке и березе». Это мои переживания. Поиск рационального зерна в этом произведении.
На одной из свадеб молодожены меня попросили по возможности написать стих на украинском языке. Я думала, что это будет ода постоянству.
Есть сборник на диске, но готовится сборник на бумаге. Надо отдать должное Ларисе Чухась, она над ним трудиться, как литературный редактор и художник. Эта работа направлена на читателя, чтобы он размышлял, и смог посмотреть на мир совершенно другими глазами.
Я — рифмоплет, а Лариса Чухась — углубленный поэт. У Ларисы потрясающие размышления.
Я не приветствую писать на заказ, но иногда хотелось бы приукрасить какой-то литературной формой, от которого оно только выиграло. Поэтому, я всегда не знаю, что я напишу. Я всегда остаюсь человеком, который слушает и ждет редакции свыше. В моих стихах последнее слово за Богом. Из-за этого бывает, что не могу иногда песни к текстам дописать. Вот я вижу другое…
ПЕРЕВОДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В песне «Если печаль затуманит взор» — абсолютно не похожа на перевод тех слов, потому что там тех слов буквально четыре строчки, а так это песня человека, который это пережил и нашел выход из ситуации. И есть несколько таких текстов. На одну из мелодий есть мой, вариант — «Шаг за шагом, Боже». Это переживания, поиск. Есть вещи, которые поют. Я стараюсь, как можно меньше редактировать, оставляя свежесть, которую я восприняла.
ТЕМАТИКА
«…Пусть перельется через край, Наполнит все вокруг собой, Какой-то силой неземной» — это была трагедия непонимания мной одного человека. Потом я задала себе самой задание: «А ты попробуй быть христианкой в этой ситуации!» Так родился стих, один из любимых. Я простила этого человека. Женщина, очень хорошая, как оказалось, только я сначала не смогла понять ее. Надо было что-то отпустить в своей жизни.
Я не успеваю стих записывать, он берет и появляется.
И естественно глубоко личное восхищение человеком – мужчиной, и попытка воспеть, то, что человек может прочувствовать к другому. Именно прекрасную сторону. Этого самого, что называется любовь. Иногда это не просто, столько уже сказано. Иногда это настолько извержено и забито, что ничего не остается такого, что научило бы другого человека, который этого не знал, просто любить, как еще никогда не любил.
ПОЭТИЧЕСКОЕ КРЕДО
Я росла на Пушкине, на Маяковском, на Чуковском. Первое слово я сказала не мама, то ли морковка, то ли Пушкин, но явно не папа и мама. Все детство мое формировал только Пушкин. Что-то в меня вплелось от него, полетность. Любимая цитата из Алексея Пугачева: «Все же нельзя, словно воры в окно, влазить в душу, погодите немного, я вас через двери впущу».
По-поводу христианства, не случайно взятая фраза к моему не очень любимому стихотворению: «Мать говорит Христу, вот ты мой сын или Бог, ты прибит ко кресту, как я прейду домой? Как ступлю на порог не поняв, не решив, ты мой сын или Бог? Значит, мертв или жив. Он говорит в ответ: Мертвый или живой, разницы, жене, нет. Сын или Бог? Я Твой». Это из Иосифа Бродского. Многие вещи у него потрясающие.
По поводу цыганских привязанностей — Дима Жуков из Ростова-на-Дону — не последняя тема в моей жизни. Я пела его песни.
Вера Матвеева, которая умерла от рака в 1980 году. От нее я как женщина многое взяла. Она любила, она сумела передать это в своих стихах. Если взять женскую тематику, то многим я обязана именно ей и благодарна ей за это. Есть еще такая поэтесса, Раиса Рябинская тоже повлияла на мое формирование. Кто-то еще, наверное. Шекспир. Перевод же Пастернака, я пока не могу читать в оригинале, чтобы насладиться его поэзией. Наверное, когда мне его подарят на английском языке, тогда я его и буду читать.
ЧТО ДЛЯ МЕНЯ ПОЭЗИЯ
Однажды мой родной брат сказал, что не любит зареквизированные, случайно взятые слова. И я очень сильно взяла это на вооружение, я поняла, что есть люди, которых поэзия отталкивает. Они не любят рифмоплетство. Поэтому, подходя к стихотворным строчкам, я делаю все, что бы забыли, что это стих. Что бы читатели просто пустились в путешествие. Я много раз переписывала, у меня есть много вариантов на несколько стихов.
Вообще я думаю, что больше никогда не буду писать стихи. Были разные моменты в моей жизни: иногда я молчу по году, пол года, два. Идут поиски знаний. Но как только я нахожу какую-то истину, которая четкая и конкретная, контрастная так скажем. Я ее пытаюсь написать. Может, таким образом «Чайка» родилась.
ЧТО БЫ Я ХОТЕЛА, ЧТОБЫ ОБО МНЕ ЗНАЛИ КАК О ПОЭТЕ
Я с Богом говорю обо всем. В процессе этого общения рождается стих. Я даже не ожидаю этого сама. Не всегда при этом лежит ручка и листик наготове. Часто я иду по улице и вдруг на тебе…. Только берешь и записываешь.
ЧЕГО Я НЕ СПРОСИЛ У ДРЮЦКОЙ КАК ПОЭТЕССЫ
Любишь ли ты играть в буриме? (смеется).
Люблю. И однажды родился поэт – Антон. Буриме – это игра, которые всем рекомендую. Это игра, была мне костяк, неординарности поэзии. Самый простой вариант: человек пишет строчку, второй рифмует к первой строчке свою строчку. Если люди искушены поэзией, написанием стихов, то можно изобрести какие угодно рифмы, какую угодно тематику. В игре с Антоном первое было – чувство юмора, второе – удержать ритм. После этого через две неделе он мне приносит толстенную тетрадку. Я спрашиваю:
— что это?
Он говорит:
-Лен, это мои стихи.
И это всего лишь после трех таймов буриме. Мы просто рифмовали.
Получается, что Антон Перепелица родился как поэт в результате этого толчка. Он может этого не помнить. Если это его секрет, то я предпочитаю присоединиться к его секрету и не говорить никому. Но если он это подтвердит, да, это так просто получилось. Я только предложила поиграть в буриме.
Беседовал Максим Балаклицкий
***
МОЯ ВЫСШАЯ ЦЕЛЬ – ЭТО ТВОРИТЬ В ГАРМОНИИ,
в безмолвном союзе, с тем, с кем мы всецело объединены в торжественной тишине нашего единства. И тогда этому священнейшему таинству нет границ и конца. И тогда всё вокруг меня начинает сиять, переливаться и светить.
Это и есть одно из наивысших проявлений любви….
Стихи — poeziya_eleny_dryuckoi.zip
.