Душевный диспут
Стенограмма библейского диспута пасторов Н. Зюбанова с Ф[едором] Дудко в Киеве 1927 года, баптиста с адвентистом.
Н. ЗЮБАНОВ
Дорогие братья и сестры, вопрос о душе будет нами разбираться исключительно на основании Св. Писания. Когда мы имеем дело с людьми неверующими в Св. Писание вам приходится прибегать к различным доводам из философии и т.д., но когда мы беседуем с людьми, которые основываются на Св. Писании, тогда уже никакой философии не требуется и достаточно будет, если будет прочитано и доказано на основании Св. Писания, что у человека есть душа и какова она.
С древних времен христианская Церковь всегда верила и исповедовала, что у человека есть душа разумная и бессмертная, т.е., которую нельзя убить и т.д. Мы, баптисты, это также признаем и на основании Св. Писания должны сегодня доказать, что это так. Прежде всего мы читаем с вами в Деян. 20 гл. следующие слова (9 и 10 ст.): «Во время продолжительной беседы Павловой, один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон, и пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. Павел, сошед, пал на него и, обняв его, сказал: — не тревожьтесь ибо душа его в нем.» — Вот это место Св. Писания говорит, что апостол Павел сказал, что душа Евтиха находится в нем: не тревожьтесь, он еще не мертв. Теперь читаем кн. Бытия, 35 гл. ст. 18: «И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: «Бенони». Здесь говорится, что когда эта женщина умирала, то выходила из нее душа ее. Значит, когда человек умирает, душа выходит из него. Дальше мы читаем 3 кн. Царств 17 гл. 21 ст. Здесь сказаны такие слова: «И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи, Боже мой, да возвратится душа отрока сего в него. И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил». Значит, мы видим, что, независимо от тела человека, от его крови и т.д. у него есть душа, которая находится при жизни в нем, при смерти она выходит из человека, а при воскресении тела душа возвращается, и он оживает.
Теперь мы обратим внимание на то, что такое есть душа. Мы возьмем для примера Ев. Луки 8 гл. 54 cт. – «Он же, выслав всex вон, и, взяв ее за руку, возгласил: — девица, встань! И возвратился дух ее: она тотчас встала, и он велел дать ей есть». Вот это место говорит, что также и Христос воскресил девицу, сказав ей: «девица, встань, и возвратился дух ее». Это указывает, что душа есть духовное существо. Мы находим затем в посл. к Рим. 8 гл. 16 ст. следующие слова. Выше здесь в 15 ст. говорится апостолом, что они приняли духа усыновления, а в 16 ст. говорится так: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии». Это место показывает, что тот дух, которого мы имеем, понимает свидетельство Духа Божия, свидетельствующего, что мы — дети Божии. Значит это говорит, что душа наша разумна и даже может находить удовольствие в законе Божием, о чем пишется в 7 гл. посл. к Рим. (22 ст.). «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием». Апостол здесь называет свою душу внутренним человеком, который находит удовольствие в законе Божием. Кроме этого существует различие между телом человека и внутренним человеком. Об этом мы читаем в 4 гл. второго посл. к Коринфянам 16 ст. «Посему мы не унываем, но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется». Тело апостол называет внешним человеком, а душу свою называет внутренним человеком. И таким образом он говорит, что душа наша обновляется, укрепляется посредством благодати Божией и т.д. Так вот тело наше — внешний человек, а душа — внутренний. Апостол Петр во втором посл. в 1 гл. 13 — 14 ст. пишет: «Справедливым же почитаю доколе нахожусь в этой телесной храмине возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне». Это нам показывает, что апостол Петр питал свое тело только храминой, «в которой я нахожусь», говорит он, «и вот, я должен оставить эту храмину мою, как открыл мне Гocпoдь».
Он может оставить тело, эту одежду, в которой пребывала его душа, и эта душа может участвовать в прославлении Бога независимо от тела.
Об этом мы читаем в первом посл. к Коринф. 6 гл. 20 ст. Здесь сказано так: «Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии». Так что на основании слова Божия мы устанавливаем, что душа разумна и что она может участвовать в прославлении Господа независимо от тела. Кроме этого, мы читаем с вами Пс. 130. Здесь Давид делает некоторое сравнение (2 ст.) «Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери. Душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди». Вот здесь он указывает, что душа его была, как у ребенка, отнятого, от груди матери, находилась в скорби, в слезах. Он имел некоторое духовное переживание независимо от тела. В псалме 41 псалмопевец также говорит о своем переживании (2 ст.) — «Как лань желает к потокам воды, так душа моя желает к Тебе, Боже». Душа может жаждать Бога, душа наша может, подобно лани, стремиться к Богу. Дальше читаем 6 ст. — «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего». Душа может впасть в уныние — «Что ты унываешь, душа моя?». К этому мы еще прочитаем из кн. Деян. 15 гл. Здесь написаны следующие слова (24 ст.)- «Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться, соблюдать закон, чего мы им не поручили». Здесь вы видите, что душа может поколебаться. Некоторые пришли из братьев и стали проповедовать, что должно обрезываться и т.д., так что апостолы написали им единодушно эти слова, чтобы укрепить и утвердить их души. Душа имеет свойство разумного понимания, чего, конечно, воздух не имеет (есть понятия, что душа — воздух). Мы находим у человека дыхание, он дышит воздухом, а дух у человека, это совсем другое. Прочтем прор. Исаии 42 гл. ст. 5. — «Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней, и дух ходящим по ней». Здесь указывается, что дыхание наше, воздух, которым мы дышим, дан Богом, а кроме этого Бог дает дух, который является нашей душой. Так что дух и воздух имеют большую разницу. Душа создана Богом в человеке разумная, понимающая, которая пребывает в человеке, когда он жив, но корда он мертв, его тело отделяется от души.
Душу нельзя убить. Об этом говорил Сам Христос. Мы читаем это в 10 гл. Мф. 28 ст.- сказано так: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь больше того, кто может и душу и тело погубить в геенне». Это говорил Христос Своим ученикам, когда посылал их проповедовать. Поэтому мы, на основании этих мест Св. Писания, видим, что душа бессмертна. Хотя тело и может быть убито, но прекращения существования души быть не может, ибо здесь сказано Христом: «души не могущих убить». Поэтому мы верим, что душа разумна и бессмертна. Все это мы находим в Св. Писании, и места, которые мы прочитали. показывают, что это так. Я прошу моего собеседника, когда он выступит, также изложить свое понятие о том, что такое есть душа. Бессмертна ли она, можно ли ее убить или нельзя? Я ставлю эти вопросы и прошу на них ответить.
Ф. ДУДКО
Нам. здесь доказывали, что душа живущая в человеке, обладает качеством бессмертия. Были приведены как будто соответствующие тексты к этому. Мой собеседник определял, что душа это дух, живущий в нем, что душа разумна, что душа понимающая, бессмертна. Но ведь ребенок тоже человек и имеет душу, а вместе с тем разве эта душа разумна? Ребенок разумно действует или нет? Дух человека не есть душа. И Христос говорил Своим ученикам, которые однажды просили Его низвести огонь на землю, чтобы истребить самарян, которые просили их уйти — «Не знаете какого вы духа». Затем в посл. к Рим. пишется: «Итак, умоляю вас, братья, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего». Следовательно, мышление наше — вот что является духом человека, а у ребенка это мышление неразумное. И это наше мышление ни в коем случае нельзя отнести к понятию, что оно является бессмертной душой, разумной.
Что из себя представляет душа, смертна ли она, можно ли ее убить или невозможно — это мы находим в самом Св. Писании? Например, читаем, когда Господь Бог создал человека из праха земного, и вдунул в него жизненную силу, и тогда человек не стал называться духом и плотью, а просто душою живою. А что действительно всякое существо называется душою, об этом говорит опять таки эта же книга.
Бытия 1 гл. «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов, и зверей земных по роду их». Следовательно, всякая живущая на земле тварь является душой, и человек со всеми его проявлениями сама душа, а не есть какая-то душа в нем. Душа означает жизнь человека, а жизнь не является бессмертной. Человек согрешил, и ему было сказано: «В день, в который ты вкусишь от дерева познания добра и зла, смертью умрешь». О том, что человек не умрет, сказано не Богом, но Диаволом, искушавшим человека. «Нет, не умрете», говорит он: «Но будете, как боги, знающие добро и зло». Кто первый проповедовал грешнику бессмертие? — Диавол, и ни в коем случае Св. Писание никогда не говорило, что грешник имеет бессмертную душу. Если же кто говорит, что грешник имеет бессмертную душу, то он является богохульником, потому что Св. Писание говорит в апостольском посл. к Тимофею, 6 гл., что бессмертие имеет Один только всемогущий Господь. В 6 гл. Тимоф. говорится следующее: «Господь господствующих, Единый имеющий бессмертие, который обитает в неприступном свете, которого никто из человеков не видел и видеть не может.» Что же касается того, что душа не является духовной частицей, живущей в нас, я прочитаю соответствующий текст, где говорится, что душу можно убить. Под словом «душа» Иов в 7 гл. 13 — 14 текст понимает жизнь человека. «Когда, подумаю, утешит меня постель моя, унесет горесть мою ложе мое, Ты страшишь меня снами, и видениями пугаешь меня. И душа моя желает лучше прекращения дыхания, лучше смерти, нежели сбережения костей моих». Затем в 27 г. Второзакония также говорится, что душу можно убить. 25 ст. говорит нам следующее: «Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу и пролить кровь невинную. И весь народ скажет «аминь». Мог ли так говорить Господь через Моисея, если бы это было не так? Следовательно, душу можно уничтожить, убить, как говорит нам это место Св. Писания. Также и во многих текстах, при передаче слова «душа», подразумевается человек со всеми его функциями, со всеми его жизненными проявлениями. Вы читаете в Деян. Ап., что, говорится, крестилось 5 тыс. душ. Кого понимает под словом — душ Св. Писание? Человека. Прочитаем еще некоторые места Св. Писания, где говорится, что душа нуждается в материальной пище. Читаем, например, кн. Числ. 21 гл. 5 ст. «И говорил народ против Бога и против Моисея: — зачем вы вывели нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне? Ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища». Если говорится, что душе надоела эта негодная пища, то, следовательно, душа питается. Читаем Притч. Сол. 6 гл. 30 ст., где говорится также о том, что душа вкушает материальную пищу, и, следовательно, душа является материальной, а не каким-нибудь духом, никогда не прекращающим своего существования. «Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден». Вор крадет с тем, чтобы ему кушать. «Не спускают вору, когда он крадет, чтобы насытить душу свою». Почему не сказано: «плоть свою?» В этом месте Св. Писания под словом «душа» понимается человек со всеми его жизненными проявлениями. В 27 гл. текст 10 то же самое говорится: «Сытая душа попирает и сот, а голодной душе все горькое сладко». Значит, душа имеет вкусовые нервы. Она отличает горькое от сладкого. Когда она сыта, ей и сот нипочем, а когда она голодна, тогда и горькое ей сладко. Что понимает Св. Писание под этим словом, определяя его названием «душа», как не человека? Для сытого человек и мед нипочем, а для голодного и горькое, непитательное — сладко. Это место Св. Писания показывает нам, что душа есть человек.
О том, что душа умирает, я прочту некоторые места Св. Писания. Возьмем, например, Числ. 23 гл. 10 текст, где говорится, что душа умирает. «Кто исчислит песок
Иакова и число четвертой части Израиля? Да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как их». Затем читаем в кн. Судей 16 гл. 30 ст. «И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами». Как он мог говорить это, если бы он не верил, что душа умирает? Если он говорил: «Умри, душа моя с Филистимлянами», следовательно, душа умирает.
Теперь в кн. Иова 36 гл. 14 ст. также сказано о том, что душа умирает. «Поэтому душа их умирает в молодости и жизнь их с блудниками». Затем, дальше в псалмах Давида во многих местах говорится, что душа умирает. 114 Пс. 8 ст. «Ты избавил душу мою, от смерти, очи мои — от слез и ноги мои — от преткновения». И если говорится о Рахили, что душа выходила из нее, то это не значит, что какая-то частица отделялась от нее, потому что мы видим, что во многих местах Св. Писания понимается под словом «душа» сам человек, с его желудком, вкусом, со всеми его жизненными проявлениями. Он сам представляет из себя живое существо и является душой. Об этом говорят многие места Св. Писания. Псалом 93, ст. 17 говорит нам как раз о том, что душа идет в могилу. «Если бы не Господь был мне помощником, вскоре бы вселилась душа моя в страну молчания». Все эти места Св. Писания, которые были мною прочитаны, являются как раз доказывающими, что душа материальна, ибо она нуждается в материальной пище. Когда она сыта, она и мед попирает, а когда она голодна, ей и горькое сладко. Это говорит о том, что душа есть человек. Пусть мой собеседник из мест Св. Писания укажет, что душа бессмертна, и где она находится по смерти, и где она названа разумной. И пусть объяснит, есть ли у ребенка душа или нет. Затем, пусть он мне ответит еще на вопрос: куда идут души праведников и куда идут души нечестивых? Мой собеседник должен ответить на эти вопросы.
Н. 3ЮБАНОВ
Итак, дорогие братья и сестры, нам теперь ясно понимание наше и понимание адвентистов. Они понимают, что жизнь человека есть душа. Пока он дышит, он живет, а затем душа умерла, попала в могилу, разложилась, — значит, души никакой нет, она умерла. Так что мы имеем дело с людьми совершенно неверующими в бессмертие души, несмотря на то, что они именуют себя христианами. Вот их понимание. Теперь мы обратим внимание, если сказано: «Прославляйте Господа в телах ваших и в душах ваших», то значит, здесь не говорится о теле со всеми его функциями. Затем мой собеседник говорит, что душа умирает, а Христос говорит: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить». Вот теперь кому верить? Христу ли, который говорит: «души не могущих убить», или моему собеседнику, который толкует, что душу можно уничтожить? Обратим внимание на следующее. Он требует дословно доказать, что душа не умирает. На что мне доказывать, когда Сам Христос доказал: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить». Дальше, я прочитал в 8 гл. посл. Рим., что наш дух понимает свидетельство Духа Божия, а раз он понимает, то значит он разумен. И затем, сказано, что внутренний человек находит удовольствие в законе Божием. Значит ясно, что душа разумна, а тело, только храмина, в которой пребывает душа. Теперь он спрашивает: если ли у ребенка душа. Мы должны сказать, конечно, с ростом ребенка идет и его внутреннее развитие. В начале он не может всего проявить, но по мере роста развивается и внутренний человек.
Теперь относительно того, что душа есть жизнь, и что она смертна. Мой собеседник прочитал из кн. Числ., где сказано: «Да умрет душа моя смертию праведников». Мы прочтем из кн. пр. Исаии 57 гл, 1 — 2 ст. «Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются от земли, и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла. Он отходит к миру; ходящие прямым путем будут покоиться на ложах своих». Здесь указывается, что умирают праведники и отходят к миру, они будут покоиться на ложах своих. Вот, вы видите здесь, как умирает праведник. Тело праведника возвращается в прах, как взятое из праха, а дух идет в определенное место, где пребывает в покое, в мире, в царстве молчания.
Теперь же я прочту несколько мест о том, что душа действительно бессмертна. Об этом мы читаем в Еван. Матф. 17 гл. 3 ст. Душа умерла, сгнила, закончила свое существование, а здесь сказано: явился Моисей, да еще и беседовал. Оказывается, что у Христа он жив, а у людей мертв. Об этом мы еще читаем с вами Еван. от Луки 20, 38 ст. Здесь вы читаете, что Бог не есть Бог мертвых. Он есть Бог Авраама и Исаака, а мог ли Бог царствовать над мертвыми? Нет, Бог есть Бог живых. Так что и Авраам, и Исаак, и Иаков у Него живы. Бог не есть Бог мертвых, но живых, а мой собеседник старается доказать, что душа умирает, совсем прекращает свое существование.
Но дальше мы видим, что душа после смерти пребывает в определенном месте (Откр. 6, 9 ст.). Здесь указывается, что когда они были убиты за Слово Божие, за свидетельство Христа, то сказано: «Они возопили громким голосом: доколе, Владыко, святый, не судишь живущих на земле? За что? — За кровь нашу. Душа отдельна от крови. Души находились под жертвенником и возопили к Бoгy: «Доколе Ты не судишь за кровь нашу?» И дальше здесь сказано, что этим людям были даны белые одежды и сказано им, чтобы они успокоились на малое время, пока придут их сотрудники и дополнят число. Так что это показывает, что душа действительно разумна и что она возвращается по смерти человека к Богу.
Читаем 12 гл. Евр. Здесь упоминается о духах праведников, которые прежде жили и теперь пребывают в определенном месте, куда и мы стремимся. Теперь мы обратим внимание на то, что было прочитано, что Бог создал человека и человек стал душою живою. Мой собеседник старался доказать, что человек и животное одно и то же. Мы видим в 2, 1 Бытия, что Бог сотворил человека по образу и подобию Своему и вдунул в него дыхание жизни, и никогда мы не читаем этого о животных. Читаем Быт. 1,20 — 27 и 24, и здесь ясно видно, что только в человека Бог вдунул дыхание жизни, а о животных Бог сказал: «Да произведет земля. И произвела земля скотов, гадов и т.д». Об этом мы также читаем в кн. Захар. 12 гл. Бог создал внутри человека дух, не только тело, но Бог вдохнул в него еще душу разумную. И поэтому прошу моего собеседника разъяснить, как он признает: человек и животное, — одно и то же?
Ф. ДУДКО
Мне было поставлено в вину то, что я говорю, что душа умирает. Я просил доказать словами Св. Писания, где сказано, что душа бессмертна, но мой собеседник вполне на мой вопрос не ответил. Я опять таки ставлю этот вопрос: где сказано в Св. Писании о бессмертии души? Если он читал места, где сказано: душа возвратилась, так разве это говорит о том, что она бессмертна? Разве это говорит о том, что душа не материальна? Голодной душе все горькoe сладко, а сытая и мед попирает. Почему он не указал, что у нематериального может быть материальный вкус?
Затем дальше, мой собеседник старается все время сказать, что дух есть душа. Здесь как раз он показывает свою глубокую ошибку. Вот, мы читаем, например, в кн. Бытия 2 гл. 7 ст. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Он сказал, что вот этой души у зверя нет, она только у человека. Он теперь определенно высказывает, что этим дыханием жизни человек отличается от животного, но это является неосновательным доказательством с его стороны. Он указывал, что звери этого дыхания не имеют. А мы читаем в 7 гл. Бытия 22 ст. что животные имеют дыхание духа в ноздрях своих, и они его тоже получили от Бога. «Все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло». Заметьте: «имело дыхание духа жизни». Читаем дальше Еккл. 3 гл. о животных и о человеке 19 ст. Здесь сказано, что одно дыхание у всех, а мой собеседник хотел сказать, что этот дух только в человеке, но он есть, как мы видим, и у животных.
Что же касается текста из Eв. Лук., так разве этим Господь хотел именно сказать о том, что душа бессмертна? Ведь нельзя ни в коем случае извращать, этого места так, как это делает мой собеседник. Здесь Христос в 20 гл. 38 ст. говорит о воскресении мертвых, а не о бессмертии души. Он здесь говорит: Бог не есть Бог мертвых. А почему Он называет «Бог Авраама»? Да потому, что Авраам воскреснет, а о мертвых, что они воскреснут, разве вы не читали? Христос доказывает здесь не бессмертие души, а, наоборот, их будущее воскресение, которое произойдет в оный день пришествия, как говорит ап. Павел. Что же касается того места Св. Писания (Мф. 17 гл.), где говорится о преображении, то здесь мой собеседник противоречит самому себе. Илия был взят на небо живым, следовательно, он мог явиться. Почему же здесь явился Моисей? Читаем — 1 гл. Иуды 9 ст. Отсюда вытекает, что Моисей был воскрешен, как и Христос. Читаем — Рим. 5:14. Почему здесь сказано апостолом, что смерть царствовала от Адама до Моисея? Потому что Моисей был первым вырван из ее рук, он первый оказался воскрешенным нашим Господом Богом. Поэтому в преображении Моисей есть первый представитель воскресших, а Илия – живых, который будучи жив, затем и выделен живым, чтобы таким образом Христос явился во всей Своей славе. Следовательно, здесь, мой собеседник впал в ошибку и вместе с тем он неправильно истолковал место Cв. Писания.
Дальше, о состоянии мертвых. В кн. Еккл. 9 гл 5 сказано прямо, что память о мёртвых предана забвению и никакой части с живыми под солнцем они не имеют. Затем, дальше — Откр. 6 гл., где говорится, что души вопили и затем 5 гл. Иак., что вопль жнецов доходит до Господа. Затем мы читаем Бытие 4 гл., что кровь Авеля вопиет от земли. Следовательно, и кровь имеет язык, так как вопиет о несправедливом поступке Каина по отношению к своему брату Авеля, но все же душа является умершей. Что действительно душа умирает, об этом мы читaeм в кн. пр Иезек 18 гл. Пусть мой собеседник ответит на мой вопрос, пусть он прямо найдет, где сказано, что душа бессмертна и что душа может после смерти мыслить и рассуждать?
Н. 3ЮБАНОВ
Я указывал, что человек отличается от животного тем, что он создан по образу и подобию Божию, а животные не созданы так. Образ и подобие Божие выразилось в том, что человек обладает способностью мышления, чем не обладают животные, что он обладает способностью свободной воли, что он руководствуется разумом, а животные этого не имеют и действуют по инстинкту. И мы ни в коем случае не говорим, что человек является животным, и, следовательно, тот дух, о котором все время говорил мой собеседник, не является душой. Этот дух есть и у животных, и следовательно, если этот дух является душой человека, а также и животного, то душа у животных тоже должна быть разумна. Однако мы этого у животных не видим.
Затем вы слышали от моего собеседника, что будто бы я доказывал, что животные не имеют дыхания жизни и т. п., но я обратил внимание на 2 гл. Бытия, как был сотворен человек. Бог вдохнул в человека дыхание жизни, а о животных сказано: «да произведет земля» и т. д. Мы видим поэтому, что животные не имеют того духа, который был дан Богом человеку.
Относительно вопроса о бессмертии души я ясно прочел слова Христа: «Души же не могущих убить». И спрашивается : кому верить — Христу или моему собеседнику? Христос признает, что душа бессмертна, а мой собеседник говорит, что она смертна. В от. Иоанна Богосл. читаем: «душ и тел» (18 гл.). Так что оказывается, что душа и тело — не одно и смешивать их нельзя. Теперь — о разнице между животными и человеком. Мой собеседник обращал внимание на 3 гл. Еккл. 19 ст., что один дух у человека и у животных, но прочитаем дальше 21 ст. Смотрите, как рассуждает Еккл. — не знает, куда идет дух человека. В 9 гл. он говорит о мертвых, что нет им воздаяния, т. е. оказывается, что человеку и воздаяния нет за гробом. Мы должны обратить внимание, что Екклесиаст говорил об этом, как философ. Но читаем 12 гл. 7 ст. Вот, что говорит Екклесиаст в заключение. Он все считал суетой, а в заключение говорит: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что, в этом все для человека. Не в пище, не в жизни, не в славе, а все заключается в Боге.
Теперь относительно того, что Бог не есть Бог мертвых. Конечно, там идет речь о воскресении мертвых. Христос доказывает саддукеям: как же не воскреснут, если сказано: Я Бог Авраама, Исаака и Иакова, Бог не может быть Богом мертвых, но живых, поэтому и Авраам и Исаак должны быть живы.
Мой собеседник, говоря о преображении, сказал, что первым был воскрешен Моисей. Мы знаем, из первого посл. Коринф. 15, 23, что первенец из мертвых Христос, а мой собеседник говорит, что Моисей, а здесь сказано, что первенец Христос. Теперь мы прочитаем книгу Иова 33 гл. 4 ст. Это нам указывает на то, что существует великая разница между животными и человеком, потому что Бог только словом Своим творил животных, а при создании человека участвовал Дух Божий. Теперь относительно того, как понимали праведники, куда идут их души после смерти. Об этом мы читаем в книге Царств, 3 кн. 19, 4. Как Илия просил себе смерти? Kaк он понимал о своей смерти? Он сказал: «Господи возьми душу мою». И оказывается Христос в 12 гл. Луки говорит о том, что Бог может взять душу (20 ст.). И Екклесиаст в 12 гл. 7 ст. говорит, что прах возвращается в землю, а дух к Богу, Который дал его. Теперь мы читаем с вами послание апостола Павла к Филиппийцам. Этот верный апостол также понимал о душе следующим образом, 1 гл. 21-24 ст. Оставаться во плоти нужнее для вас, а умирать это мое желание, разрешиться и быть со Христом, где нет более страданий, которые испытывал Павел, живя здесь на земле. Теперь мы читаем еще одно место 7 гл. 59 ст. Деян. Апост. «И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе, прими дух мой». И поэтому прошу моего собеседника сказать, куда по его мнению пойдет его душа после смерти: в ад, в преисподнюю или в рай?
Ф.ДУДКО
Мой собеседник не дал исчерпывающего ответа на мои вопросы. Прежде всего он коснулся архангела Михаила и говорил, что мы заблуждаемся в этом вопросе.. Затем он старался доказать, что мы, адвентисты, не основываемся на Св. Писании, говоря, что душа умирает. Он говорит, что это мы, адвентисты, утверждаем, что все имеет дыхание духа жизни. Разве это мы говорим, что все, что имело дыхание духа жизни, умерло? Следовательно вот здесь мой собеседник, можно сказать, сбился. Он хотел утверждать, что этот дух есть душа, но значит эта душа есть и у зверя. А он теперь это отрицает и никак не может выпутаться. На это опять таки мы говорим, что мы не бросим доказывать на основании Св. Писания. Мы знаем, что Св. Писание ни в коем случае не философия, как он старался утверждать по отношению Екклесиаста, который говорит о дыхании, что оно одно и у зверя и у человека. Словом «душа» Св. Писание определяет человека со всеми его потребностями, со всеми функциями. Ведь человек не может жить, если вытащить из него сердце. Душа умерла и человек умер. Св. Писание справедливо говорит о том, что душа умирает.
Затем дальше о воскресении мертвых. Здесь хоть он уже сознался. Что в тексте говорится о воскресении мертвых, но он все-таки старался утверждать, что Авраам жив. Но для того, чтобы было яснее, я еще раз прочитаю Мат.. 22 гл. 31 ст. О мертвых, что они воскреснут, разве вы не читали? Здесь Христос ни в коем случае не, говорит о бессмертии, а говорит только о том, что мертвые воскреснут. Христос здесь хочет доказать воскресение мертвых, а не бессмертие их душ. И поэтому мой собеседник точно также заблуждается, как и саддукеи здесь. Может это слово «заблуждается» покажется ему неприятным, но так сказано в Св. Писании по отношению саддукеев, которые не признавали воскресения.
Дальше мой собеседник объясняет, что Христос первенец из мертвых потому, что Он первый воскрес. Но значит выходит неправильным написанное в Св. Писании, где говорится, что Илия воскресил сына вдовы, а Христос воскрешал многих. Выходит, что отрок, воскрешенный Илией есть первенец, первый воскресший. Это говорит за то, что мой собеседник этот текст, где говорится, что Христос первенец, толкует неправильно, нeсоответственно истине.
Затем было сказано о душах праведников, достигших совершенства. Но прочитаем, что говорит Павел о душах праведников, достигших совершенства. Посл. Евр. 11 гл. свидетельствует как раз о праведниках: Моисее, Симеоне и др, но все сии не получили обещанного. А почему они не получили обещанного? Потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, говорит Павел: дабы они не без нас достигли совершенства. Значит, все они, как и ап. Павел, стремились достичь совершенства. Они еще не получили обещанного, а по словам моего собеседника выходит, что праведники получили обещанное, уже по смерти достигли совершенства.
Дальше мой собеседник, говоря о состоянии человека после смерти, объяснил 5 текст 9 гл. Еккл., указывающий, что мертвые ничего не знают, как за философию. Но мы никогда не можем объявить это философией, мы говорим, что это божественная истина, а не философия. И мы принимаем это, как слово Божие.
Затем здесь было указано, что души праведников берет Бог, а затем о богатом безумце, о котором Христос говорил, что душу твою возьмут у тебя. Выходит, по словам собеседника, что и души безумцев Бог тоже берет. Он сам себя ввел в такое противоречие, из которого вряд ли придется ему выйти.
Затем он дальше yкaзывал на текст ап. Павла, где он говорит Филипийцам, что имею желание разрешится и быть со Христом. Если он имел желание быть со Христом, то спрашивается, когда — после смерти или после воскресения из мepтвых? Читаем посл. ап. Павла к Тимофею 4 гл. «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил, а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь праведный Судия в день, оный: и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его». В день воскресения, а не в день смерти получит Павел обещанное. Также и ап. Петр во 2 своем послании говорит, что возмездие человек получит при явлении Спасителя, а по словам моего собеседника выходит, что душа соединившись со Христом, уже получает возмездие, получает награду, а мы видим Св. Писание нам говорит как раз обратное. Я просил бы мне опять объяснить текст кн. Бытия 2 гл. 7., о котором он ничего не сказал в своем ответном слове. Что он понимает под этим духом? И где написано, что праведники получают возмездие сейчас же после своей смерти? Почему тогда он говорил, что и души нечестивых тоже возвращаются к Богу?
Н. ЗЮБАНОВ
Мой собеседник начинает возвращаться к старому. Я думаю, что мои положения основаны на Св. Писании. Мы увидели на основании Св. Писания, что душа и тело не одно и тоже; поэтому об этом спорить, конечно, не приходится. Теперь мой собеседник просит объяснить Бытие 2 гл. Я говорил, что во 2 гл. Бытия сказано, что Бог в человека вдохнул дыхание жизни, а в животных не вдохнул. Вместе с тем, мы видим, что животные не живут, имеют дыхание жизни, но не такое, какое имеет человек, т. е. Бог образовал внутри человека дух. Я вам прочитал Исаии 42 гл. которая ясно нам указывает эту разницу (5 ст.). Вот видите, что у человека есть дух, дыхание жизни. И у животных дыхание жизни, но у человека имеется дух Божий, (7 ст. 2 гл. Бытия) и этот дух разумен. Тело есть только наша храмина, а центр всего — душа.
Теперь относительно того, что дух отходит к Богу, я вам повторял, что когда человек умирает, то он отходит в страну молчания, покоя. Относительно Лук. 20 гл. 38 ст. Мой собеседник просил меня разъяснить, но я думаю, что разъяснять лишнее. Он читал это место. Бог не есть Бог мepтвых, но живых. Нужно ли после этого объяснение? У Него все живы.
Относительно того, что Христос первенец из мертвых. Он толкует, что Моисей явился, как представитель воскресших, дабы Христос был виден во всей Своей славе. Мы понимаем, что если люди воскрешены апостолами, воскрешены Христом, то все же они опять умирают, а мы говорим, что для вечного царства первенец из мертвых Христос. Первенец из мертвых для вечного царства. Относительно души праведников, достигших совершенства. Да раз человек уже вместе со Христом, этого уже достаточно для его блаженства, а полное совершенство он получит тогда, когда явится Христос.
Относительно 1 гл. Филлип. 23 ст. я хочу разрешиться и быть со Христом, говорит апостол Павел, хочет разрешиться с плотью. А что мой собеседник прочитал Тимоф. 4 гл. 8 ст., так мы так и говорим, что когда человек умирает, он попадает в определенное место, в распоряжение Бога, и в день оный человек должен получить вечную награду. Кроме этого он сказал, что у меня получается противоречие, что Бог берет души праведников и души нечестивых. Но нечестивые также находятся в распоряжении Бога. Читаем 2 посл. Петра 2,9: «Бог соблюдает нечестивых на день суда». Они также находятся в определенном им месте. Прочитаем для примера 1 посл. Петра 3,19. здесь сказано: в темнице. Какие это духи находятся в темнице? Непокорные ожидавшему их Божьему долготерпению во дни Ноя, во время строения ковчега. Они находятся в темнице. Здесь мы видим, что у Бога есть и темница специально для нечестивых. Теперь еще прочитаю Лук. 24,43. Здесь ясно Христос сказал разбойнику: ныне же будешь со мною в раю. Рай в переводе означает покой. Слова Христа вам указывают на то, что когда разбойник умер, то он был «ныне» со Христом в раю, в покое, т.е. рай есть особое место, где души соблюдаются в покое, как и названо: страна молчания, т.е. там нет суеты и т.д. Праведники находятся в покое, но они еще не получили полной награды вечного блаженства, которое должны получить в пришествие Христа. Души праведников находятся в раю, в покое, а души нечестивых в темнице. Мы прочитаем еще Лук. 16,22. Здесь вы также видите, что есть определенное место для праведников. Лазарь был отнесен на лоно Авраама, пребывал с праведниками, а богач попал в место мучения, в ад. А мой собеседник толкует, что всякий человек, а следовательно, и он сам в том же числе, попадает в могилу, т. е. в преисподнюю. Значит, по его словам, выходит, что он после смерти попадет в ад, в преисподнюю. Вот теперь я попросил бы моего собеседника выйти из ада, куда он завел себя и желает и нас завести. А из ада нет выхода,- ясно, что адвентисты зашли в ад, мы находимся в руках Христа, и поэтому нам с ними не по дороге. Они именно идут в ад, откуда нет перехода. Когда богач просил прислать к нему Лазаря, чтобы он утолил его жажду, то ему сказано было, что меж ними утверждена великая пропасть и перехода нет.
Мой собеседник может сказать, что эта притча. Но если бы не было лона Авраамова, разве Христос привел бы эту притчу? Христос берет пример и доказывает, что есть и ад и рай, что души берутся Богом и те и другие. Нечестивые еще не получили полного наказания. Они должны воскреснуть и явиться пред Судьей, и там будут судимы и брошены в озеро огненное, как сказано в 20 гл. Откр. В последнем стихе. Это нам показывает, что ад не есть место вечного мучения, а место временного пребывания душ нечестивых. Но когда явится Христос, тогда все нечестивые будут ввержены в озеро огненное, в место вечного осуждения. А праведники получат новые прославленные тела и будут вечно блаженствовать с Богом.
Поэтому я просил бы моего собеседника: пусть он перейдет из ада в рай.
Ф. ДУДКО
Мой собеседник просил меня выйти из ада, но я пока еще нахожусь на кафедре, но что душа по смерти идет в преисподнюю, об этом говорят многие места Св. Писания. Прежде всего, о том, что здесь было сказано относительно дыхания жизни. Мой собеседник не удовлетворил меня своими ответами, что животные не получили дыхания жизни, а человек получил. Но я прошу найти, где же написано, что животные не получили от Бога дыхания жизни? Где же животные взяли дыхание жизни? Мой собеседник не может ответить на это, потому что при тщательном разборе он все больше запутывает сам себя. Возьмем, например, место, где говорится о воскресении мертвых (Марк. 12). Здесь Христос Сам хочет доказать истину воскресения мертвых. Здесь Христу совсем не нужно было доказывать о бессмертии души, ибо и саддукеи звали, что человек умирает и его погребают. И поэтому Христос привел этот текст только в доказательство о воскресении мертвых, и говорит: о воскресении мертвых, разве вы не читали, что Бог Сказал Моисею при купине: Я Бог Исаака и Иакова. Бог не есть Бог мертвых, но живых. Мой собеседник все время говорит о бессмертии грешника, но Бог нигде этих слов не говорил в Библии, и только в одном месте записаны эти слова: и сказал змей жене: нет, не умрете.
О том, что он говорил быть со Христом, я приведу место из Св. Писания: Колос. 3 гл. Вот, когда мы явимся со Христом, когда Он явится, тогда и мы С Ним во славе, а не сейчас же после смерти, как наш собеседник утверждает.
Затем здесь было сказано, что как будто души праведников соблюдаются в одном месте, а души нечестивых — в другом. Для этого он привел место Св. Писания о богатом и Лазаре. Читаем 16 гл. Лук. Здесь сказано о том, что богач просил послать в дом его отца, засвидетельствовать его братьям, но его просьба не была исполнена, потому что мертвые до дня пришествия не могут встать, чтобы предупреждать живущих на земле.
Теперь относительно посл. Петра 3, 19 мой собеседник говорит, что Христос, сошед, проповедовал духам, находившимся в темнице. Об этом мы читаем у пр. Иоанн 42, 7, где сказано, что Христос должен был явиться на землю, чтобы проповедовать пленным освобождение, вывести их из темницы. Дальше в 61 гл. то же сaмoе утверждается. Затем читаем Лук. 13, 16, где написано о женщине, которую связал сатана. Вот, когда освобождает Христос. Люди находились в темнице сатаны, в рабстве греха, они были связаны им, и Христос пришел на землю и проповедовал им освобождение, избавление из темницы греха.
Относительно того, что Христос говорил разбойнику: ныне же будешь со Мною в раю, т. е. разбойник пошел к Богу, в рай, по словам моего собеседника. Но этим он противоречит сам себе. А Марии Христос сказал по Своем воскресении: не прикасайся ко Мне, ибо я еще не восходил к Отцу Моему. Значит, слова моего собеседника неверны.
И я просил бы его сказать, где находится темница, о которой он говорил, что в ней соблюдаются души нечестивых?
Н. ЗЮБАНОВ
Дорогие братья и сестры. наша беседа приходит к концу. Мой собеседник старался доказать, что все люди, в том числе и он сам, после смерти попадут в ад. Но я, конечно, понимаю, что каждый верующий человек и все верующие в ад не попадут. А мой собеседник, как мы видим, по его понятию пойдет в ад. Но от туда нет перехода, там утверждена великая пропасть, и поэтому нам с ним не по дороге.
Относительно Марка 12. Мой собеседник почему-то здесь перешел к Луке. Я посмотрел «какая разница и оказывается, что и Марк, и Лука говорят одно: Бог Авраама и Исаака. У Него все живы, мой же собеседник никак не может доказать, что праведники мертвы, потому что эти слова сказал Сам Христос.
Бытие 3 гл., где Бог сказал: не ешьте плодов от дерева посреди рая, ибо в день, в который вкусите — умрете. А затем дальше змей говорит Еве: нет, не умрете. Вот мы посмотрим, о какой смерти говорит Бог. Например, возьмем Иезекииля 18 гл. и посмотрим, о какой смерти идет речь, так как и в Бытии сказано Адаму: смертию умрете. Но ведь буквально они сейчас же не умерли, Адам жил затем еще 900 лет. Мы прочитали 4 и 9 стих. О какой смерти здесь говорит пророк : о физической или о какой другой? Читаем дальше 17 и 21 ст. Здесь он ясно доказывает, что обратившийся беззаконник будет жив, а не умрет. Душа его не умрет. Теперь прочитаем 12 ст. поел. Иуды. Оказывается здесь сказано: дважды умершие люди, но вce же на вечерях любви бывают. Значит, есть так называемые живые, мертвецы, они – грешники, мертвые для Бога.
Относительно 3 гл. Колос., где сказано: «мы явимся во славе». Друзья мои, ведь я же не говорю, что человек сейчас же получит первую награду. Я говорил, что люди праведные находятся в покое, в ожидании награды, вечного воздаяния, когда они явятся в будущем со Христом во славе. Христос сказал разбойнику: «Ныне же будешь со Мною в раю». Здесь собеседник мой говорит: а Марии Он сказал: «Не прикасайся ко Мне». До воскресения Христа ни один праведник не являлся оправданным перед Богом, потому что все согрешили и лишены славы Божией. Поэтому в искуплении нуждались все пророки и великие ветхозаветные патриархи, но теперь мы знаем, что они находятся в присутствии Божием, они оправданы Христом и находятся в покое, как и оправданный Христом разбойник.
В 12 гл. Коринф. мы читаем, что апостол был восхищен до третьего неба в место присутствия Божия, где и праведники находятся в ожидании вечного блаженства, полного воздаяния. Они были избавлены от тех мук, в которых находился богач. Наше тело есть только храмина, по смерти нашей оно идет в землю в прах, а дух, данный Богом, возвращается обратно к Нему, и находятся в месте покоя. И когда явится Христос, тогда и мы явимся с Ним в вечной славе, в вечном блаженстве.
Мой собеседник, отвергая бессмертие души, имеет понятие материалистов, безбожников, а у нас на основании слова Божия — душа бессмертная, живая и разумная.
Ф. ДУДКО
Я желаю прочесть место Св. Писания пр. Даниила 12, 13. Это место нам ясно говорит, может ли душа быть сейчас же после смерти со Христом? Зaтем мы читаем также слова Христа: «находящиеся в гробах услышат глас Божий, и услышавши оживут. И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а творившие зло в воскресение осуждения». Вот, на что мы уповаем, а не на бессмертие души, — на воскресение нашего Господа Иисуса Христа, который воскресит наши тела. Мой собеседник приводил пример из Бытия о женщине: ..выходила из нее душа ее»… Как она выходила, никто этого не видел. Но как же здесь говорится в кн. пр.Исаии 58, 10, что душу отдай голодному?
Значит, душу можно отдать голодному. Это значит отдать всего себя для ближних страдающих братьев. Затем в посл. Иакова написано о сердцах двоедушных. Следовательно, если понимать так, как понимает мой собеседник, то выходит, что у человека две души. Мы понимаем, что так называется человек тогда, когда его мысли разделяются на двое, у него два рассуждения о каком либо вопросе. Значит, сам человек с его мышлением, со всеми его функциями называется в Св. Писании душой. Если же, мы адвентисты, говорим, что мы умираем, то мы говорим это на основании Св. Писания, и затем в воскресение мертвых мы оживем.
Читаем, например, Иова 14,- 13. Куда хочет пойти Иов? Он хочет, чтобы Бог его сокрыл в преисподней, в могиле, а потом: «вспомни обо мне, воскреси меня», говорит он. Затем в 19 гл. ст. 25 Иов говорит: знаю, что в оный день Бог восставит из праха сию распадающуюся мою кожу. Следовательно, будет воскресение нашей плоти. Эти места Св. Писания говорят нам о том, что в пришествие Христа мы воскреснем, и тогда уже облечемся в бессмертие. Сам Христос говорит: «все находящиеся в гробах (а не в раю) услышат глас Сына Божия, и услышавши оживут, все творившие добро в воскресение жизни, а творившие зло в воскресение осуждения». Следовательно, и те и другие до воскресения находятся в гробах, а не в раю или в темнице, как здесь говорил мой собеседник, и это является нашим упованием.
Повторяю, что всякий верующий в бессмертие души не основывается на слове Божием. И если меня призывают выйти из ада, из преисподней, в которой я еще по милости моего Господа, не нахожусь, но в которой я буду, потому что это есть гроб, — то и я приглашаю тех, которые верят в бессмертие души, основываться на Св. Писании, ибо учение о бессмертии не является Божественным учением.
Оно не основано на Св. Писании.
***
Журнал «Баптист Украины» (Харьков). – 1928. – № 1. – С. 41–45; № 3. – С. 30–36.