Павел Мацанов — феномен руководителя адвентистского движения в Советском Союзе с 1960 по 1981 гг.
Для того чтобы лучше понять феноменальную силу организации под руководством Павла Мацанова, необходимо познакомиться с некоторыми моментами на фоне истории тех дней.
В результате тесного сотрудничества царской России и православной церкви многие наши проповедники были арестованы и высланы в отдаленные места Сибири и Кавказа. Сразу же после Февральской революции 1917 г. все ссыльные были освобождены и могли вернуться в свои дома и церкви. После Октябрьской революции Советская власть издала декрет об отделении церкви от государства. Служба в армии могла быть альтернативной для тех, кто по своему убеждению не мог служить в армии на общих основаниях. Наступила полная религиозная свобода и свобода проповеди. Во времена царской России о такой свободе даже нельзя было мечтать. Руководители церкви и члены прославляли Бога и восхищались совершившимся чудом. Проповедь Евангелия дала результаты сверх всех ожиданий.
Брат Альф Лонэ – бывший вице-президент Генеральной Конференции – в своей книге «Адвентисты в России» на стр. 85. приводит высказывание брата Г. Лебсака: «Понадобилось 20 лет, чтобы мы могли приобрести 2045 членов, но в первые же 9 месяцев 1923 г. к нам присоединилось 2112 душ. В течение неполного года было крещено больше, чем за 20 предыдущих лет».
Конечно, испытывая такую свободу, наш народ выражал благодарность и признание власти и правительству. В это же самое время враг, используя воинствующую идеологию атеизма, постепенно готовил почву для разрушительного потрясения. Очевидно, братья даже не подозревали о грядущей опасности.
В 1921 г. последний зарубежный проповедник — брат Рейнке — покинул территорию России. Брата Рейнке прислали в Россию в 1912 г. для того, чтобы он здесь частично замещал и помогал руководителю Российской Унии брату Бетхеру, который до революции не успел покинуть Россию и в 1921 г. умер на своем посту. Церковь в Советском Союзе осталась без поддержки со стороны старших братьев из Генеральной Конференции. Общины остались во власти обстоятельств, без всякой перспективы на будущее.
Можно себе представить работу тайной чекистской агентуры. Она стали проводить индивидуальную работу с каждым руководителем, с каждым проповедником и членом церкви, используя при этом как угрозы, так и заманчивые обещания, в том случае, если будут приняты их условия, которые сводились к уничтожению религии.
В 1924 г. после смерти Ленина перемены в политическом курсе значительно ускорились. В результате всей сложившейся политической обстановки в государстве в 1924 г. делегаты съезда приняли декларацию об отношении церкви к советской власти.
Эта декларация превозносила советскую власть и устройство страны, называя ее «единственной, самой прогрессивной и непревзойденной во всем мире» (А. Лонэ, стр. 100).
Несмотря на то, что декрет еще оставался в силе и давал право призывнику из-за своих религиозных убеждений заменить службу в армии альтернативной службой, съезд все же принял решение, что «мы со своей стороны считаем необходимым участвовать как в альтернативной, так и в действующей службе в армии… Адвентисты седьмого дня считаются со свободой выбора своих членов и их совестью, поэтому мы считаем, что не имеем права давать им совет как они должны поступать в том или другом случае. Каждый член церкви, руководствуясь собственным убеждением, решает сам свое отношение к службе в армии и съезд не препятствует членам церкви служить в рядах армии на общих условиях, если их совесть не осуждает в этом». (ИИЦ, стр. 75)
Постановлением этого съезда был приготовлен путь к принятию последующих решений на всесоюзном съезде 1928 г., в основе которого была запланирована властями полная ликвидация работы церкви в СССР.
Нужно заметить, что отмена декрета об альтернативной службе 2 августа 1926 г. аргументировалась тем, что нет желающих заменять действительную службу в армии альтернативной (А. Лонэ, стр. 101).
ШЕСТОЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СЪЕЗД В 1928 Г.
В данном разрешении отделом внутренних дел на проведение этого съезда уже заранее была предписана повестка: “Вопрос об отношении членов церкви АСД к исполнению военных обязанностей”.
Резолюция, принятая съездом: “Основываясь на учении священного писания, Ветхого и Нового Заветов (1 Цар. 8:10–12; 10:25; Лк.20:25; Рим. 13:1–8; Тит. 1:3), где сказано, что власть установлена Богом для того, чтобы судить делающих зло во благо праведным и основываясь на решениях 5 съезда АСД о нашем отношении к Советской власти, 6 съезд АСД разъясняет и постановляет, что адвентисты седьмого дня должны отдавать кесарю то, что принадлежит ему, а Богу то, что принадлежит Богу и служить в армии в мирное и в военное время, выполняя все предписания и указы, касающиеся одинаково всех граждан.
Каждого, кто будет противиться этому решению и способствовать тому, кто уклоняется от службы в армии, съезд считает такого носителем ложного учения, которое противоречит Священному Писанию и противится организации АСД”. (ИИЦ, стр. 93, 94).
Этот съезд также принял решение, где было сказано, что в случае необходимости “…ВСАСД может быть ликвидирован двумя третями голосов делегатов и представителями власти СССР” (ИИЦ, стр. 102).
Приняв такое решение съезд практически подписал смертный приговор организации АСД в СССР. Вскоре власть СССР использовала это решение съезда и ликвидировала эту организацию. Все проповедники за редким исключением закончили свою жизнь в сталинских лагерях. К началу Второй мировой войны во главе церкви всего Советского Союза остался один проповедник —Григорий Андреевич Григорьев.
КАК ЭТО МОГЛО ПРОИЗОЙТИ, ЧТО ВЕСЬ СЪЕЗД 1928 Г. ЕДИНОГЛАСНО ПРИНЯЛ ТАКОЕ ПРЕДАТЕЛЬСКОЕ РЕШЕНИЕ?
Альф Лонэ, который неоднократно бывал в Советском Союзе и встречался со многими представителями нашей церкви и хорошо познакомился с историей церкви в СССР, в своей книге “Адвентисты в России” (изд. 1988 г., “Reviw and Herald”) высказывает свое видение в отношении съезда 1928 г.
Прежде всего он утверждает, что эти решения вообще не соответствуют понятиям церкви АСД: “Эти решения абсолютно не соответствуют всеобщему представлению об отношении к членам церкви, которые отказываются служить в рядах армии… такое положение нельзя считать адвенистской позицией” (стр. 105).
Но почему так случилось? Брат Лонэ пишет, что доступные ему документы церкви в России не дают ему возможность выяснить, почему съезд принял такие решения, которые очевидно не соответствуют понятиям ни руководителей церкви, ни всей церкви в целом.
“Мы знаем, что у проповедников церкви в России была сильная вера, потому что вскоре после съезда они смело шли навстречу испытаниям в тюрьму и на смерть. Может быть, какие—то непредвиденные, неизвестные нам обстоятельства подтолкнули их на принятие решения на этом съезде” (стр. 105,106).
Тем, кто живет и работает в Советском Союзе эти “неизвестные обстоятельства” хорошо известны. Это было неимоверное давление власти, которое, к сожалению, не выдержали наши братья. Они отдали кесарю то, что принадлежало Богу.
Давление власти уже было видно в данной программе съезда и тексте комиссариатского разрешения (ИИЦ, стр. 82).
Что могло бы быть, если бы организаторы съезда отказались от заранее разработанной для них программы? Скорее всего, это съезда вообще не было бы, так как власти не дали бы на то разрешение. Но церковь сохранила бы чистоту, как перед Богом, так и перед всеми людьми.
А что было бы, если бы делегаты съезда проголосовали бы против этого решения? Скорее всего, случилось бы то, что произошло несколькими годами позже, но церковь была бы ограждена от лжеучения.
ЕЩЕ ОДНО, НА ЧТО СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ
В своей книге А. Лонэ описывает разговор с А. Демидовым (дядя М. П. Кулакова), который с 1925 г. по 1929 г. был редактором адвентистского журнала ”Голос Истины”, который издавался в Москве. Будучи редактором, в свое время он мог в издаваемом журнале печатать статьи, содержащие определенный настрой того времени. В беседе с братом Лонэ он рассказал о своих взглядах и о содержании издаваемого журнала. Это было именно тогда, когда созревали события связанный со съездом 1928 г.
“Нам (адвентистам) следует искать и находить нечто общее с коммунистическим атеизмом. Наша уже почти обреченная церковь находится среди волн бушующего океана социалистического атеизма и не должна быть поглощена волнами атеизма. Мы не должны останавливаться в поисках до тех пор, пока не найдем нечто общее с ними. Наша миссия заключается в том, чтобы нести весть Евангелия “всем племенам и народам”. Слово “всем” включает в себя и атеистов, коммунистов, неверующих, которые составляют основную часть населения. Для того чтобы осуществить эту цель нам не следовало бы обращать особое внимание на то, что вносит разногласия и разделяет нас с новым строительством социализма”.
В данной беседе Демидов высказал свое одобрение некоторых высказываний коммунистов, критикующих христианство как явление в истории развития капитализма и империализма. Далее он говорит: “Церковь фактически стала деспотичной и капиталистической… и полностью растоптала права человека” (стр. 112,113).
Нетрудно представить, что после таких высказываний, поощряющих искать нечто общее с воинствующим атеизмом, и привело к неразумным решениям съезда 1928 г.
Если необходимо находить общее с атеистически настроенной властью, цель которой — полное уничтожение религии, и если мы должны сделать шаги навстречу атеизму, то принятое решение было действительно против Божественной власти, а также предательством наших старших братьев. Цена этого решения была цена крови. И кто знает, может быть, ради этого Бог не мог сохранить делегатов этого съезда и наших проповедников? Последовало почти полное уничтожение в тюрьмах и лагерях тех же безбожников, с которыми они желали найти нечто общее, которым хотели сделать навстречу шаг содружества.
ПОСЛЕДСТВИЯ РЕШЕНИЙ, ПРИНЯТЫХ НА СЪЕЗДЕ 1928 Г.
Эти решения подлили масла в огонь реформистов.
Реформистское движение в России было и раньше, но решения, принятые съездом дали им новые, неоспоримые документы. Значительная часть обескураженных верных членов адвентистов, присоединились к реформистам.
Решения дали предпосылки для дальнейшего разделения церкви.
Верные члены церкви теперь руководствовались не решениям этого съезда, но следовали повелениям Божьим и своей совести. Такие верные братья были и в России и в Украине, и Бог чудесно руководил ими и спасал их.
Участник съезда брат Григорьев не был сторонником этих неразумных решений. Он единственный остался на свободе. По поручению брата Лебсака и с согласия Советской власти он стал руководителем рассеянной и истерзанной церкви. Рассказывают, что однажды командир армии привел к брату Григорьеву нашего брата, чтобы брат Григорьев рассказал ему, как нужно вести себя в армии. Брат Григорьев отказался это делать, и ответил, что каждый человек руководствуется своей совестью. Конечно, были и такие члены церкви и проповедники, которые ссылались на решения этого съезда. Мы не можем судить поступки и мотивы той или другой личности. Но во все времена были люди, которые в силу своего непонимания или поверхностного отношения к святим принципам искали более легкий путь к небесам. И решениями этого съезда они могли успокоить свою совесть.
ПЕЧАЛЬНЫЙ ФИНАЛ
Всесоюзный пленум, проходивший в Москве с 26–28 декабря 1931 г., который состоялся якобы по инициативе реорганизационного рабочего комитета, практически полностью ликвидировал законную организацию церкви в Советском Союзе. Очевидно, что за всем этим стояла старая политика воинствующего атеизма.
Осенью 1934 г. было арестовано все руководство церкви. Начались ужасные гонения. Стала осуществляться цель воинствующего атеизма — в течение нескольких лет полностью уничтожить религию в Советском Союзе.
НОВЫЕ ПРОБЛЕСКИ
Началась Вторая мировая война. Нападение фашистской Германии на Советский союз и поражение Красной армии в начале войны немного охладило горячие головы воинствующих атеистов. План полного уничтожения религии потерпел фиаско. Во время войны Советская власть изменила свое отношение в религии. Снова открыли двери закрытых церквей, чтобы народ мог молиться Богу за победу. Больше не говорили о скором уничтожении религии. Идеологи считали, что уничтожение религии это очень длительный процесс. Главным образом необходимо оградить детей и молодежь от влияния религии. Пусть старики верят и ходят в церковь, потому что их уже не переубедишь. Разрешили даже создавать некоторую форму правления церкви. Но истинные замыслы атеистов все же оставались в силе. Власть продолжала упорно проводить работу разделения и этому очень хорошо способствовали разногласия, которые естественно сформировались после принятия решений съезда 1928 г. проповедники, которые поддерживали решения съезда, продвигались, регистрировали их церкви в больших городах. Рассказывают об одном проповеднике, который обычно говорил: “Когда надеваешь армейскую шинель, — забудь, кто ты есть”. Такое понятие, конечно, полностью соответствовало решениям съезда 1928 г., его букве и духу. Вскоре этого проповедника перевели в большой город.
В Москве появились намеки со стороны власти на разрешение создания некой формы организации. В течение 11 лет (1934—1945) во Всесоюзном Центре АСД был единственный проповедник – Григорий Андреевич Григорьев.
Во время войны его также выслали из Москвы, и ему пришлось жить с одним из руководителей Православной церкви. Наши собратья за границей ничего не знали о положении церкви в Советском Союзе. Все связи были прерваны, но так как США вступили в союз с СССР в борьбе против фашизма, то на старый известный им адрес почтового ящика в Москве собратья стали писать письма, чтобы что-либо узнать о судьбе церкви. Почтовый ящик постоянно наполнялся письмами, но не было ни одного представителя—адвентиста, который мог бы заняться этой корреспонденцией.
Однажды к дому брата Григорьева, где он жил после выселения из Москвы подъехала машина. Брату Григорьеву и его семье приказали собрать все вещи и сесть в машину. Его привезли в Москву, указали небольшую комнату и велели немедленно отвечать на присланную из—за границы корреспонденцию. Все это проходило в соответствующем учреждении под строгим контролем. Таким образом, брат Григорьев стал работать в Москве. Ему разрешили организовать небольшой центр и пригласить себе помощников. Брат Григорьев пригласил из Средней Азии брата А. Галладжева, из Молдавии брата Ф. Мельника, он стал проповедником Московской церкви и членом Всесоюзной организации, брат Галладжев был секретарем этой организации (ИИЦ, стр. 124).
Следует отметить, что брат А. Галладжев поддерживал решения съезда 1928 г. Когда брат Леонард Шарипов возвращался из ссылки и приехал в Москву (он был осужден на пять лет за отказ работать по субботам на службы в армии), он заехал в канцелярию Всесоюзного совета, и брат Галладжев положил ему руку на плечо и сказал: «Всё это было ни к чему. За что ты страдал?»
Этот разговор услыхала сестра Мацанова. Семья Мацановых жила в то время в той же квартире, где находилась канцелярия. Она сказала брату Шарипову: “Не огорчайся, нам здесь приходится слышать чуждые мнения”.
В 1945–1946 г. начали регистрировать новые общины. Это продолжалось всего лишь два года. После этого некоторые общины были зарегистрированы, а в некоторых районах их не регистрировали. Это была специальная политика власти, чтобы создать разделение.
Брат С. Кулыжский, вспоминая то время, говорил: “Незарегистрированные общины в то время находились в очень затруднительном положении. Эти общины не могли посещать проповедники регистрированных общин, так как власти не давали на то разрешения и эти не регистрированные общины не имели права обращаться в свой религиозный центр. Получилось так, что все общество верующих разделилось надвое — на сынков и пасынков. В таком положении находились незарегистрированные общины в Российской Федерации, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Киргизии” (ИИЦ, стр. 124).
Такое положение церкви было в Советском Союзе в 1947 г., когда в Москву приехал из Латвии Павел Мацанов. Его избрали заместителем руководителя всесоюзного центра брата Григорьева. После смерти Григорьева с 1952 г. он стал всесоюзным руководителем.
ЛИЧНОСТЬ ПАВЛА МАЦАНОВА
Родиной Павла Мацанова и родиной его предков является Латвия. Хотя они считались русскоязычными, их предки были латышами. Насколько их семье известно, все их предки жили в Латвии.
Павел родился 17 марта 1903 г. в семье Андрея Мацанова и был пятым ребенком в семье.
Семье Мацановых принадлежала очень большая усадьба, около 50 га земли. Семья жила в достатке, они занимались сельским хозяйством и даже имели сельхозмашины. Семья Мацановых была очень религиозной, они были верными прихожанами православной церкви. Ежедневно семья собиралась на утреннюю и вечернюю молитву. В семье царила строгая дисциплина.
В детстве Павел отличался от других детей своей серьезностью. В юношеском возрасте он не любил участвовать в увеселительных вечерах. Окружающие его предвещали ему серьезное будущее. Они видели в нем священника.
В г. Резекне (8 км от их усадьбы) он закончил мужскую гимназию, а затем поступил в Рижский государственный университет и проучился там четыре года на филологическом факультете.
С адвентистской вестью Павел познакомился в г. Резекне. В то время проповедником там был Ян Бирзень. Павел первым из своей семьи принял крещение 25 апреля 1924 г. Вскоре к церкви присоединилась также его мама, три сестры и брат. Отец, хотя и понимал, что это истинная вера, которая следует библейским указаниям, продолжал оставаться строгим православным. Когда Павел стал адвентистом, священник в православной церкви был очень взволнован, он сказал даже, что готов отказаться от своего места, чтобы уступить его Павлу.
К проповеднической деятельности Павел Мацанов начал подготовку в адвентистской семинарии “Сужи” под Ригой. Несколько лет он там работал преподавателем, одновременно изучая библейские предметы. Эту возможность ему давало уже полученное образование. Он знал русский язык, латышский, немецкий, английский, читал на греческом и латинском.
Свою семью Павел создал в октябре 1930 г. Он вступил в брак с латышской девушкой Анной Ронис, 1902 г. рождения. Она приняла крещение 13 июля 1914 г. и в 1929 г. закончила семинарию. В семье было двое детей, Павел, 1931 г. рожд. (умер в возрасте 5 лет) и дочь Надежда 1933 г. рожд.
Подруга жизни для Павла Мацанова была настоящей помощницей. Она любила русский народ так же, как свой. Она обладала незаурядными писательскими способностями.
Свою работу в церкви Павел начал в 1925 г. как книгоноша, затем преподавал в семинарии, но с 1927 по 1933 г. он работал в Риге как евангелист, затем как старший евангелист, несколько лет он работал вместе с очень известным евангелистом— руководителем Балтийской Унии Феофилом Бабиенко. П. Мацанов рукоположен в проповедники 1 июля 1933 г. В 1934 г. начал работу в родном городе Резекне. Но с 1937 по 1945 г работал в Риге в русской церкви (ИРЦ).
В 1940 г. на съезде (14–18 февраля) П. Мацанов был избран в совет конференции, он исполнял обязанности казначея, кроме того он работал редактором журнала “Обзор мировых вопросов”. До 1945 г. семья Мацановых проживала в г. Риге, а с 1945 по 1047 в родном г. Резекне.
ПАВЕЛ МАЦАНОВ В МОСКВЕ
Я уже упоминал ранее, что Павел Мацанов приехал в Москву в 1947 г. Он стал заместителем брата Григорьева, который к тому времени был уже в преклонном возрасте, и кроме того был проповедником Московской общины. Павел Мацанов был выдающимся проповедником, способным организатором и администратором. Во время служения Мацанова в Московской церкви наблюдался высокий духовный подъем, многие приняли адвентистскую весть и крестились. (1947 г. — 275 членов, 1952 — 451) церковь росла численно и возрастала духовно. Благословенной была также его работа в Московском всесоюзном центре. Многие страдальцы получали от его и его семьи неоценимую моральную и материальную поддержку.
12 марта 1952 г. умер брат Григорьев. На похороны съехались руководители церквей со всего Советского Союза. Руководителем всего Союза был избран Павел Мацанов. С чувством огромной ответственности он принял эту тяжелую ношу. Приехав в Москву, он имел большой опыт организационной работы. (Латвийское объединение церквей при полной свободе работало в тесной связи со всемирной организацией и это была стройная система). Этот опыт он использовал в организаторской работе всесоюзного совета. В общинах чувствовался большой подъем. Его поддержку ощущали и те церкви, которые не имели регистрации из—за противостояния властей, а также все семьи репрессированных. Планы атеистов в отношении разделения находились под угрозой.
Органы власти всеми силами хотели освободиться от Мацанова как руководителя и использовали свой характерный метод. Им удалось объединиться в этом вопросе с членом совета и заместителем Мацанова Д. Яковенко. Он должен был стать руководителем и так, чтобы смещение Мацанова стало сугубо церковным делом. Но этот план не состоялся. Авторитет Мацанова был слишком велик, а Яковенко за такие действия был исключен из церкви.
Тогда атеистическая власть стала действовать в открытую. В 1954 г. органы власти вызвали Мацанова и отняли у него удостоверение руководителя Союза. Они мотивировали свой поступок тем, что в Московской церкви слишком частые крещения, что Мацанов поддерживает связь и не регистрированными общинами и материально поддерживает семьи репрессированных. В 1955 г. было получено разрешение от властей созвать в Москве с 13–15 апреля Всесоюзный пленум, где был избран руководителем Степан Кулыжский, а его заместителем — проповедник Московской церкви П. Сильман. В состав совета входил П. Мацанов, Ф. Мельник и А. Парасей.
В 1956 г. был организован новый состав членов Совета. Руководителем остался С. Кулыжский, секретарь – кассир А. Парасей, проповедник Московской церкви П. Сильман, старший проповедник по Украине — А. Галладжев, старший проповедник по Латвии А. Чолдер. Мацанов в этот состав у же не входил.
НА ЮГ
Брат Мацанов должен был покинуть Москву. Представители власти предлагали ему вернуться в Латвию, но он предпочел остаться в этой стране и переехал на юг в г. Ростов—на—Дону, чтобы организовать работу здесь и на всем Кавказе.
Следует заметить, что Мацанова часто упрекали в том, что он занимал позиция, поддерживая только не регистрированные церкви и подпольную работу. Но это неправда. Мацанов всегда был за регистрацию церкви, но он был категорически против того, что церковь не может действовать, не имея регистрации или должна отказаться от существования, если атеистическая власть без всякой на то причины отказывает в регистрации. Он отстаивал метод апостольской церкви. Когда им представители власти запрещали проповедовать об Иисусе, они отвечали: “Судите, справедливо ли перед Богом слушать вас более нежели Бога. Мы не можем не говорить того, что видели и слышали” (Деян. 4:19–20).
Христиане, которые собирались в катакомбах не были регистрированы у римского царя, в средние века церковь Божья не была регистрирована у папской власти. Однажды брат Мацанов высказал идею молодому художнику А. Алексееву создать картину, изображающую богослужение в катакомбах. Группа людей в одеяниях римского периода при свете свечей слушает проповедь. Все лица знакомы — это члены не регистрированной общины. Эта картина говорила об очень многом. Она ободряла, призывала к работе к жертве и борьбе за Распятого, Которого никакая империя не может победить.
Нет, эти люди, которые разделяли взгляды брата Мацанова не шли на пролом как считали некоторые. Несомненно, они могли ошибаться и ошибались, как и мы все. Но больше всего и прежде всего они любили своего Господа и прислушиваясь голоса своей совести они готовы были страдать и жертвовать всем чтобы только оставаться верными своему Господу Иисусу и сохранить чистое сердце и совесть. Вот такими я знал этих людей.
Служители движения Мацанова просили власть, чтобы они регистрировали их общины, и если власти оказывались это делать, церкви продолжали действовать без регистрации, перенося гонения и налеты милиции на собрания. У них отнимали Библии и духовную литературу. Они просили разрешения достраивать помещения, где проходили богослужения, но разрешения не давали, тогда строили по ночам. Внутренние стены разбирались, и таким образом помещение было максимально увеличено. Чтобы разместить быстро растущую церковь. Когда у проповедников отнимали справку, они продолжали свою работу без этой справки. Они были вынуждены работать на государственной работе, чтобы не было основания приписать им нарушение закона о тунеядстве. С радостью они переносили гонения и ссылки ради проповеди Христа. Девизом молодых служителей были слова апостола Павла, сказанные пресвитерам Ефеса: “Но я ни на что не взираю и не дорожу своей жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса проповедать Евангелие благодати Божьей” (Деян. 20:24). Брат Мацанов попросил художника А. Алексеева нарисовать небольшую картину, на которой был изображен вол, жертвенник и плуг. Под этой картиной были подписаны слова Деян. 20:24. Ее перефотографировали, и молодые служители носили этот документ” постоянно с собой вместо справки. В основном все служители были молоды и в свой труд вкладывали энергию и энтузиазм своей молодости. Но были и седовласые проповедники, которые в молитвах постоянно вспоминали эту молодежь. Я сам видел, как даже в дорожных условиях они не забывали думать о них.
Необходимо отметить, что во время Хрущева СССР подписал несколько международных конвенций по правам человека, что конечно, должно было гарантировать свободу. Например, эта конвенция гласила, что родители имеют право воспитывать своих детей в духе своих религиозных убеждений, но только сама власть игнорировала этот закон.
Работа П. А. Мацанова была очень организована. На работу принимались и обучались молодые люди, и работа церкви действовала во всех направлениях. Результаты были очевидны. Несмотря на все гонения, церковь возрастала. Когда работа на Кавказе была организована и когда Мацанова и его семью выселили из Ростова они переехали в г. Новосибирск, чтобы организовать работу там. Также и здесь работа увенчалась большими успехами. Следует взглянуть на эту статистику:
НА КАВКАЗЕ
1956 г. — 400 членов
4 общины
4 проповедника
1962 г. 1100 членов
23 церкви
23 проповедника
В СИБИРИ
1959 г. — 310 членов
8 общин
9 проповедников
1980 г. — 2861 член
46 общин
21 проповедник
23 помощника проповедника
(“По тернистому пути”, стр. 156, 207)
Авторитет Мацанова был очень высок. Он смело шел вместе со своими сотрудниками навстречу всем испытаниям ссылке и тюрьме. Лично я считаю, что брат Мацанова не арестовали только потому, что его имя было слишком широко известно также и за границами СССР. Он участвовал и выступал на Мирной конференции, которая была организована в 1952 г. в Москве и стала известна во всем мире.
Как работники, так и члены церкви очень любили и уважали брата Мацанова. Если нужна была поддержка или совет иногда люди приезжали к нему за тысячи километров, чтобы получить утешение и наставление. Все всегда уезжали удовлетворенными. Я могу говорить об этом из личного опыта.
ПОСЛЕДСТВИЯ ЛИКВИДАЦИИ ОФИЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕРКВИ
Когда в декабре 1960 г. органы власти ликвидировали Всесоюзный центр, церкви среди проповедников царил дух смущения и непонимания данной обстановки. Те, кто все еще поддерживал решения 1928 г. считали, что руководство церкви должно прекратить вою деятельность. Было распространено письмо — заявление, в котором центр руководства сравнивался со столпом облачным, сопровождавшим народ Израильский в пустыне. Когда столп облачный остановился, останавливался также и народ израильский и начинал устанавливать свои шатры. Всесоюзный центр прекратил свою деятельность, так же и народ Божий должен прекратить свою деятельность.
Но брат Мацанов думал иначе. Руководящие проповедники, которые также думали иначе, присоединились к Мацанову как руководителю дела в СССР, и таким образом образовался неофициальный центр, который по мере возможности продолжал свою работу. В 1964 г. этот центр составляли следующие проповедники: Мацанов, Кулыжский, Сильман, Васюков, Мельник.
Бывший секретарь—кассир ВСАСДа А. Парасей на Украине стал проводить сепаратистскую работу, опираясь на авторитет бывшего центра. В какой—то степени его поддерживал Кулыжский, последний руководитель ВСАСДа. Таким образом, на Украине началось разделение и стала исполняться давнишняя мечта и цель атеистов. В общинах начались смуты и расколы.
КИЕВСКИЙ СЪЕЗД 20 ЯНВАРЯ 1965 г.
Для того, чтобы возобновить согласованность в работе и покончить с разделением, используя момент послабления преследования религии со стороны властей, братьям удалось получить разрешение на проведение съезда в Киеве в большом составе проповедников, чтобы решить вопросы дальнейшей работы и не давать повода никаким разделениям и разногласиям. 20 января 1965 г. на съезде приняли участие 70 рукоположенных проповедников и 20 не рукоположенных служителей с различных мест Украины, Молдавии, Белоруссии, Латвии, Эстонии, РСФСР. Среди них был и М. П. Кулаков. Больше всего проповедников присутствовало с Украины. Открывая съезд, молился П. С. Кулаков. Председателем съезда единогласно был избран П. А. Мацанов.
Прежде всего, на съезде было принято решение о правах данного съезда и о его полномочиях. Привожу выдержку из протокола. “Имеет ли съезд право решать вопросы о проповедниках, принадлежавших бывшему ВСАСДу”. Затем последовало объяснение, что “съезд имеет право решать такие вопросы, так как среди присутствующих большая часть из состава бывшего ВСАСДа”. Всему съезду было предложено решение, что съезд имеет право обсуждать духовное состояние любого проповедника, независимо от занимаемой им должности или принадлежности к бывшему ВСАСДу. Это решение было принято единогласно (протоколы Киевского съезда).
В дальнейшей работе съезда были приняты решения, которые осуждали раскольническую работу и двойную игру, с некоторых был снят сан, некоторые были уличены в явных грехах, и было предложено исключить их из членов церкви. Добрые намерения покончить с разделением и привести в порядок все разногласия в общинах, чтобы продолжать стройную работу не осуществились. Те, которых коснулись решения съезда, а также их единомышленники просто игнорировали эти решения, хотя сами голосовали за полномочия съезда. Они продолжали свою деятельность, создавая сепаративную организацию церкви, разделились на принимающих решения съезда и не принимающих эти решения. Те, кто приял решения съезда, продолжали сотрудничать с П. А. Мацановым.
СЪЕЗД В МОСКВЕ 16 НОЯБРЯ 1967 г.
Это была следующая попытка что либо сделать, чтобы исправить данное положение. На этом совещании присутствовали 14 руководящих проповедников: А. Васюков, Э. Клотыньш, Д. Колбач, С. Кулыжский, А. Ликаренко, П. Мацанов, А. Павлюк, Ф. Мельник, А. Парасей, П. Сильман, И. Химинец, С. Хребко, Н. Ярута, Н. Жукалюк. Очевидно, что на этом съезде были и те, кто являлся противником Киевского съезда.
Съезд разработал окружное письмо всем членам церкви адвентистов в СССР, в котором подчеркивалось то, что органы власти полностью ликвидировали церковную организацию и что теперь каждая церковь АСД существует самостоятельно. Съезд призывал никогда не ссылаться на бывший центр, его руководство, а также не признавать Киевский съезд как руководящий и решающий орган, призывал никогда не вмешиваться в дела другой общины без ее приглашения и разрешения.
Конечно, это окружное письмо П. Мацанов не подписал, и это вполне понятно, потому что он признавал церковь как организацию, которая действует без нажима со стороны власти и без ее диктата (ИИЦ, стр. 128—130).
П. Мацанов продолжал работу с теми, кто понимал так же, как и он. С ним полностью сотрудничали церкви в Южной части России, на Кавказе, Сибири. С ним сотрудничала Восточная Украина, Закарпатье, многие церкви в Европейской части России и Средней Азии. Были также и церкви, которые разделились, и одна часть общины работала под руководством Мацанова. Примерная ситуация была и в Московской церкви.
Была очень широко развернута миссионерская работа. В системе Мацанова подготавливались работники, они отправлялись в города, где не было ни одного адвентиста, обустраивались там и постепенно организовывались церкви. К 1980 г. под руководством Мацанова как регистрированные, так и не регистрированные общины были созданы на территории всего СССР от Архангельска до Кавказа, от Дальнего Востока до Калининграда.
И когда началась перестройка и церкви стали регистрировать, то было, что регистрировать.
Это движение действовало по всем правилам организации АСД. Общины выдвигали делегатов, которые собирались на съездах, где избирали руководителей и совет, а также руководителей отдельных регионов. Регулярно издавалась периодическая литература, которая печаталась на пишущих машинках, переводились книги, издавались магнитофонные записи и слайдфильмы и все церкви были обеспечены этим материалом.
Руководитель и идеолог этого движения П. Мацанов сам был воспитан в истинном духе адвентизма и точно также воспитывал своих проповедников — быть непреклонно верными основам истины.
Конечно, были некоторые регионы, которые в организационном порядке оказались в этой системе, но оставались при своих понятиях, как, например, в вопросе о соблюдении субботы в армии и в учебных заведений. Но большинство строго придерживались истины и были верны всегда и везде.
Итак, несмотря на различные ограничения, запреты и гонения, общины в СССР существовали и работали.
ОБРАЗОВАНИЕ ДРУГОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ П. МАЦАНОВА В 1970 г.
Железный занавес все еще продолжал отделять территорию СССР от всего мира. Воинствующий атеизм в своей борьбе и своими методами не достиг желаемых результатов и поменял свою тактику.
Расширяя свои связи за границей, эта борьба должна была принять другой характер. Теперь все внимание атеистов было направлено на проповедников, на руководящие кадры, на влиятельные интеллигентные личности в церкви. Они старались их перевоспитать, чтобы сделать пригодными для контактного общения с заграницей.
В то же время Генеральная Конференция старалась установить связь с руководителями церкви в СССР. В 1959 г. в качестве туриста СССР посетил избранный в то время президент Генеральной Конференции брат Фигур. Я также имел возможность беседовать с ним, когда он посетил Ригу. Он интересовался работой церкви и имел личную беседу с руководителем церкви в Латвии А. Чолдерсом.
В 1970 г. состоялась 51 сессия Генеральной Конференции. На эту сессию из Советского Союза были приглашены Д. Колбач и М. Кулаков, но не получили разрешения на выезд. Но все же, в конце этого года М. Кулаков уехал в США, якобы по личному вызову своей тети. Следует заметить (и этого нельзя упустить), что в этот период времени выехать из СССР не мог никто, кто не завоевал доверия Советской власти или же имел заслуги либо специальное задание.
Брат Кулаков имел встречу с президентом Генеральной Конференции Робертом Пирсоном, вернувшись он также встретился с П. Мацановым и другими проповедниками (ИИЦ, стр. 130). Но содержание этого разговора мне не известно.
Начиная с этого момента, М. П. Кулаков стал внедрять новую официальную организацию, которая всю свою деятельность согласовывала с органами власти. Он был доверенным лицом власти. На собраниях служителей он призывал проповедников быть патриотами своей земли, т. е. Советского Союза. Всех приезжающих из-за границы проповедников он сопровождал повсюду. Такие гости все чаще стали посещать Советский Союз. Кулаков прилагал все усилия, чтобы без его присутствия никто из проповедников, имевших другие взгляды на метод работы, не могли встретиться с зарубежными братьями. Снова стало фигурировать имя Демидова, а также его труды, в которых содержалась та же идея, о которой писал А. Лонэ в своей книге.
Генеральная Конференция, конечно, старалась поддерживать контакт со всеми братьями и собирала материал о положении церкви, чтобы понять причину разделения.
Следующий посетитель в 1974 г. был Теодор Карсич. В то время он был вице-президентом Генеральной Конференции. Ему удалось установить хорошие личные контакты с представителями власти и убедить их в том, что Генеральная Конференция старается воспитывать своих членов быть лояльными по отношению к власти.
В 1975 г. в Австрии, в Вене состоялась 52 Сессия Генеральной Конференции. Очевидно, что руководители Генеральной Конференции со специальным умыслом избрали место проведения сессии, чтобы быть ближе к СССР, в надежде увидеть представителей этой великой страны. Их надежды оправдались. Группа проповедников, которых лично пригласил брат Уберзакс, получила разрешение на выезд. Это были А. Парасей из Украины, М. П. Кулаков, брат Кермас и сестра Вали из Эстонии, И. Олтыньш из Латвии, Ю. Томенко из Алма—Аты и Туцкий из Белоруссии. Никто из этих приглашенных не состоял в организации Мацанова, потому что каждый выезд контролировался органами безопасности в СССР. Представитель Белоруссии Туцкий вскоре после возвращения оставил церковь. После 52 сессии Генеральной Конференции М. П. Кулаков быстрыми темпами стал продвигаться на получение статуса руководителя новой, официальной организации церкви.
В 1976 г. он уже поехал на годичное совещание Генеральной Конференции как официальный представитель церкви, хотя не был на это избран. В 1975 г. Тульская церковь предложила избрать М. П. Кулакова старшим проповедником по Российской Федерации. Но отдел религиозных культов дал разрешение на это только в 1977 г. 12—13 марта в г. Горьком состоялся съезд, на котором М.П. Кулакова официально избрали на этот пост. Совет проповедников РСФСР под руководством М. П. Кулакова избрали только 27 мая 1979 г. в Туле. Официальное руководство церкви в РСФСР стало организовывать и межреспубликанские встречи.
Таким образом, появилась официальная, признанная государством организация, которая действовала параллельно с церковью под руководством П. А. Мацанова. Последняя понимала, что власти не должны направлять и указывать работу церкви, ту миссию, которую доверил своей церкви Бог.
Начиная с 1977 г. СССР стал посещать вице-президент Генеральной Конференции Альф Лонэ. Он подготовил путь и в 1978 г. как официальный представитель Генеральной Конференции смог приехать президент Роберт Пирсон. Генеральная Конференция приложила все усилия, чтобы добиться объединения. Брат Пирсон и Лонэ встретились с руководителями и проповедниками с обеих сторон и предложили объединиться, образуя руководство объединенной организации с одинаковым числом членов с каждой стороны. Это был правильный и справедливый путь. Но с этим планом не согласились представители атеистической власти, которые признавали только одну, контролируемую ими организацию. Итак, обе организации церкви продолжали действовать раздельно.
Вскоре после посещения СССР брат Пирсон заболел, и вместо него Генеральная Конференция избрала Нила Вильсона. После того, как в 1980 г. на 53 сессии Генеральной Конференции был официально избран Нил Вильсон, он приехал в 1981 г. в СССР. Во время субботнего богослужения в Московской церкви 6 июня он заявил, что Генеральная Конференция признает в СССР только одну, признанную органами власти организацию церкви. На следующий день в конференц-зале гостиницы “Советская” брат Вильсон официально встретился с П. А. Мацановым и со многими проповедниками его организации. Он сказал о видении Генеральной Конференции и предложил им присоединиться к признанной властью и Генеральной Конференцией официальной организации.
Это был трудный час в жизни П. А. Мацанова и всех служителей его организации. После многих лет гонений, организованно и верно неся адвентистскую весть, сохраняя ясное понимание истины, перенося несправедливые обвинения и открытое противодействие, репрессии со стороны власти, тюрьмы, ссылки, лишение родительских прав и т. д., и теперь заявить о ликвидации работы этой организации, которая стройно действовала и приносила такие большие плоды! Только духовно сильные люди могли выдержать это испытание веры. И они выдержали.
Брат Мацанов спросил Нила Вильсона, берет ли на себя Генеральная Конференция полную ответственность за последствия такого заявления? Ответ был положительный. Затем состоялось совещание всех служителей организации Мацанова, и на следующий день 8 июня 1981 г. в полдень они заявили, что полностью подчиняются требованию Генеральной Конференции, представленной Нилом Вильсоном. Таким образом прекратило существование это могучее движение, которое практически организованно управляло церковной работой во всем СССР на протяжении 20 лет.
И что же было потом? В СССР были целые регионы, в которых действовали церкви организации Мацанова. Они продолжали работать, как были научены и при новой организации. Представители Генеральной Конференции в своих переговорах с органами власти достигли того, что теперь зарегистрировали все ранее не регистрированные церкви. Все события в СССР свидетельствовали о том, что приближаются большие перемены. И СССР распался. Многострадальная Россия дождалась рассвета свободы. Церковная организация России полностью. Влилась во всемирную организацию. Начались евангельские кампании, тысячи принимали крещения. Свое место нашли также и все проповедники, воспитанные в организации П. А. Мацанова.
Мне трудно судить, была ли права Генеральная Конференция, выдвигая требование ликвидировать такую выдающуюся организацию под руководством П. Мацанова. Но одно могу сказать, что это отразилось большой болью в сердцах. Спустя буквально несколько лет в СССР стало бы возможным и реальным объединение как советовал брат Пирсон и те, которые выбрали бескомпромиссный путь не могли бы остаться в стороне. Но в Божьем плане отводится место и для боли и для страдания. И в такое время сильные люди становятся еще сильнее.
Павел Андреевич Мацанов завершил свой земной труд 3 ноября 1989 г. в возрасте 86 лет. Господь призвал его на отдых. На похоронах было очень много проповедников, а также М. П. Кулаков и многие, ранее не входившие в организацию Мацанова. Я не знаю, о чем они говорили, как они оценили тот путь, который прошел П. А. Мацанов. Но в этот момент я вспоминаю одно из событий начала Второй мировой войны, о котором я прочитал в советской прессе.
Дивизия немецких танков стремительно продвигалась вперед по трассе Варшава – Москва. Она дошла до такого места, где с обеих сторон шоссе было болото. На впереди стоящей небольшой горе их встретил мощный пушечный огонь противника. Загорелся первый танк колонны. Следующий пушечный снаряд попал в последний танк колонны, таким образом, преградив путь к отступлению. Другие танки пытались съехать с трассы и застревали в болоте. Было такое впечатление, что колонну танков встретила мощная войсковая часть. Командир немецких солдат дал приказ выстроиться цепью и штурмовать пригорок. На горе воцарилась полная тишина. И когда немецкие солдаты забрались туда, то увидели всего лишь одну обстрелянную пушку, возле которой лежал один единственный окровавленный советский артиллерист. Немецкие солдаты тут же стали копать несколько могил своим погибшим. Множество танков вышло из строя. Немецкий командир приказал выкопать могилу и с большими почестями похоронить павшего артиллериста. И тогда командир сказал своим солдатам: “ Вот так нужно воевать, как воевал этот артиллерист”.
Я не считаю, что у Павла Мацанова не было человеческих ошибок, а также у его служителей. Мы все способны ошибаться, потому что мы только люди. Но если бы мне пришлось говорить на его похоронах, то я сказал бы так: “Братья! Работайте и боритесь так, как работал и боролся Павел Мацанов!”
Эдгар Чернявский
Перевод с латышского Надежды Мацановой
Рига: ПАТМОС, 1997.
Фото: http://www.zrsasd.ru/images/custom/p13.jpg?sid=d7038a96e17d3f628e5deb7311bb061d
Комментарии (2):
asdinua
| Ссылка на комментарий
Сильно!
Елена
| Ссылка на комментарий
Статья очень нужная, приведено много фактов, которые можно назвать созидательными для читающих ( в духовном смысле). У меня однако имеется вопрос, возможно,не совсем связанный со статьёй. Каким образом я могу связаться с дочерью Павла Мацанова, Надеждой Гончар либо с её детьми? Это мне необходимо в связи с книгой «По тернистому пути», которая была переведена мною на польский язык, а в настоящее время требуется перевод на итальянский язык. Буду очень благодарна за ответ, каков бы он ни был. С уважением Елена Герке, член церкви АСД в Польше с 1986 г.