Почему молодёжь уходит из Церкви?
Для каждого молодого человека в какой-то период его жизни появляется определённая нужда в Боге. Молодой юноша или девушка, испробовав все прелести современной молодёжной культуры в этом мире, не получив полного удовлетворения, желает заполнить ту пустоту в его или её душе, которая начинает ощущаться всё больше и больше. Услышав от друзей, знакомых, родственников о какой-то местной церкви, начинает всё больше расспрашивать о ней, и, в конце концов, изъявляет желание прийти на богослужение и посмотреть, как всё устроено. Появляется цель – найти Бога.
Для каждого молодого человека в какой-то период его жизни появляется определённая нужда в своей второй половинке. Молодой юноша или девушка, испробовав все прелести современной молодёжной культуры в этом мире, съев собаку на беспорядочных половых отношениях, но не получив полного удовлетворения, желает заполнить ту пустоту в его или её душе, которая начинает ощущаться всё больше и больше при отсутствии нормальных отношений. Услышав от друзей, знакомых, родственников о какой-то местной церкви, начинает всё больше расспрашивать о ней, и, в конце концов, изъявляет желание прийти на богослужение и посмотреть, как всё устроено. Появляется цель – найти настоящего христианского друга.
Для каждого молодого человека в какой-то период его жизни появляется определённый мотив посещения Церкви. У молодого человека есть мотив, есть цель и есть желание приходить в Церковь. У каждого молодого человека все мотивы, цели и степень желания разные. Придя в Церковь, он пытается найти удовлетворение своим личным потребностям, больше всего его интересует вопрос: «Как я могу найти то, что мне действительно подходит?» Поиск личной выгоды здесь является абсолютно оправданным, ведь те, кто жаждут, ищут воду. И чтобы из чрева потекли реки воды живой, необходимо сначала самому наполниться этой водой.
И вот начинается поиск. Проходит время, молодой человек становится членом церкви. Проходит ещё время, и он уже полностью пропитан всей атмосферой церкви, всеми её преимуществами и недостатками. И вдруг вопрос, который зрел уже многие годы, появляется как-то сам по себе: «Достиг ли я того, ради чего пришёл в эту Церковь? Удовлетворены ли мои личные нужды? Устраивает ли меня атмосфера в Церкви? Нашёл ли я настоящего друга? Нашёл ли я здесь Иисуса Христа?» И если ответ на любой из этих вопросов является отрицательным, молодой человек начинает испытывать разочарование и уходит из Церкви; либо же, понимая свою ответственность и, будучи уверенным в том, что эта церковь всё-таки лучше остальных, остаётся в ней, однако вскоре полностью теряет духовность и превращается в ходящего духовного трупа.
Молодёжь составляет 70% членов Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня по всему миру. Однако, несмотря на очень быстрый рост всемирной Церкви, которому могут позавидовать многие другие христианские деноминации, к сожалению, существует рост числа молодёжи, которые из Церкви уходят. Этот факт не может быть незамеченным для каждого члена Церкви, в том числе и для церковного руководства. Данная проблема не вчера появилась и не завтра исчезнет, поэтому на её исследование были потрачены большие усилия и средства. Некоторые результаты исследований, которые проводились в адвентистских школах, колледжах, университетах, церквях показывают основные причины, которые для молодёжи являются основанием ухода из церкви.
В вопросах неудовлетворённости самой Церковью, основными недостатками, на которые чаще всего указывают молодые люди, являются: церковь недостаточно энергичная, позитивная, большая, церковь недостаточно уделяет внимания вопросам современности и так далее.
В вопросах неудовлетворённости в личных отношениях с братьями и сёстрами, и в отношениях внутри самой церкви, молодые люди чаще всего называют следующие недостатки:
ОЩУЩЕНИЕ НЕДОСТАТКА ТЕПЛОТЫ В ЦЕРКВИ.
В сравнении с молодежью других деноминаций, адвентисты в большинстве своем не видят церковь теплой, радостной или дружественной. Часто церковь ассоциируется с негативизмом, нетерпимостью и сверхсерьезным отношением к жизни. Молодые люди из других христианских деноминаций говорят, что адвентисты, как правило, более склонны к серьезности и занудности, чем обычные люди вообще. Каким-то непостижимым образом Бог был отделён от удовольствия, религия — от радости, а богослужение — от празднования в умах членов церкви, и эта ментальность более чем негативно отразилась на молодежи.
ОЩУЩЕНИЕ НЕДОСТАТКА ПРИНЯТИЯ В ЦЕРКВИ.
Очень тесно связано с недостатком теплоты в церкви и то, что только очень немногие из молодежи могут сказать, что они могут «быть самими собой» в церкви. Недостаток принятия – основная характеристика нездоровой религиозной системы или семьи. Обитатели адвентистской субкультуры, которые еще не попали в зависимость от этих правил мышления, чувствования и поведения, скорее всего подтвердят, что не только молодежь испытывает недостаток «принятости» в церкви. Вне зависимости от возраста, адвентистам, как правило, очень трудно быть открытыми и честными в отношении своих неудач и падений. Это делает духовное исцеление в сообществе верующих практически невозможным, потому что люди боятся обозначить области своей жизни, в которых им оно больше всего требуется. Такой поверхностности и фальшивости молодые люди обычно просто не терпят, а те, которые терпят, не стесняются указывать на нее как на одну из самых серьезных проблем, с которой они сталкиваются в церкви
ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ЦЕРКОВНЫМ СТАНДАРТАМ ПРИДАЕТСЯ СЛИШКОМ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ.
Существует непоследовательность между тем, как церковные стандарты преподносятся в адвентистской семье и тем, что наша молодежь видит в церкви и школе. Например, к вопросам об украшениях, одежде, фильмах, рок-музыке в церкви и в каждой отдельной семье относятся по-разному и единого стандарта попросту не существует. Даже у церквей из разных стран и даже городов может быть разное отношение к этим вопросам. Проблемой также является и то, что многие взрослые, пытающиеся навязать молодежи «правильные» стандарты, сами не является образцами для подражания в своих собственных поступках.
ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ЕСТЬ НЕДОСТАТОК СВОБОДЫ МЫШЛЕНИЯ И ЗАДАВАНИЯ ВОПРОСОВ.
Четвертой проблемой стало то, что в церкви ощущается недостаток свободы мышления и задавания вопросов, недостаток обращения к разуму. Мыслить широко и смело молодёжи очень свойственно, однако это пугает старых членов церкви и руководство, которые просто боятся, что молодые люди впадут в ересь. И те, и другие по сути чисты в своих помыслах и мотивах, однако отсутствие широкого взгляда на христианство негативно скажется на понимании вечных истин, а страх перед этим широким взглядом порождает осуждение. Иисус недоумевал, как Его ученики не могли понять такую простую притчу о сеятеле и семени. «Как же вам уразуметь все притчи?» (Мк. 4:13), спросил Иисус. Если запрещать молодым широко мыслить о вечных истинах, она начнёт широко мыслить о чём-то другом.
ЦЕРКВИ НЕТ ДЕЛА ДО МОИХ НУЖД.
Следующей проблемной областью стало ощущение того, что церковь не имеет ничего общего с реальной жизнью. Программы, проводимые в церкви, не воспринимаются как интересные, энергичные или отвечающие на нужды молодежи. Адвентизм воспринимается большинством молодых людей как нечто скучное и тягостное. В сравнении с другими деноминациями, адвентистская молодежь почти вдвое чаще говорит о том, что церковные программы неинтересны, скучны или не отвечают их нуждам. Большинство молодёжи не хочет ходить на евангельские программы потому что «там и так всё ясно», «это уже я видел», и «мне никакой пользы это не принесёт». Молодёжь жаждет программ, которые смогли бы поднять их личную духовность, заинтересовать в Слове Божьем настолько, что Оно истинно стало бы ежедневным Источником духовной силы на каждый день. Однако же этого не происходит.
ЦЕРКОВЬ НЕДОСТАТОЧНО СОРИЕНТИРОВАНА НА БЛАГОДАТЬ.
Последней и, возможно, наиболее серьезной является проблема того, что церковь практически терпит неудачу в деле формирования веры, основанной на благодати. Если взглянуть на глобальную картину, становится очевидным, что подавляющее большинство адвентистской молодежи испытывают все что угодно, кроме чувства безопасности и уверенности в отношении собственного спасения. Очень многие молодые люди считают, что «Чтобы быть спасенным мне необходимо исполнять Божьи правила», или «для того, чтобы быть принятым Богом мне необходимо искренно жить доброй жизнью».
Это очень серьезная проблема, когда большинство адвентистской молодежи и многие их родителей верят, что спасение зависит в первую очередь от чьего-то поведения, а не от того, что Бог уже совершил, совершает и обещает совершать посредством Своей благодати. Воздействия такой системы верований на отношения также весьма серьезны. Люди не уверенные в Божьей благодати, как правило, находят довольно трудным проявлять благодать по отношению к окружающим, люди, боящиеся Божьего суда, как правило, сами будут более осуждающими и нетерпимыми по отношению к ближним.
Недостаток ударения на учение о благодати сводит на нет положительные мотивации, характеризующие здоровое христианское поведение. Когда мы верим, что наше поведение играет значительную роль в процессе спасения, нашими мотивами становятся вина, страх, высокомерие или обязательность выполнения того или иного, вместо искренней любви к Богу и Его творениям. В таких случаях мы не поступаем подобно Христу потому что сами того желаем, не потому что нашими мотивами становятся радость, желание, благодарность, но потому что мы считаем, что иначе нам придется гореть в аду. Это чувство долга развивается в адвентистской молодежи с возрастом, и очень четко разделяет их с представителями других деноминаций
Что же Церковь и каждый член Церкви может сделать для того, чтобы данные тенденции не сохранялись в нашей большой семье?
НЕОБХОДИМО ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СТРАХА ПЕРЕМЕН И ПРИНЯТЬ РАДИКАЛЬНУЮ ВЕРУ, СПОСОБНУЮ РИСКОВАТЬ!
СУЩЕСТВУЕТ ТРИ ГРУППЫ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ МЕШАЮТ ПРОГРЕССУ.
Первой группой могут быть названы церковные служащие, которые либо застряли в бюрократической системе, потому что им больше некуда деваться, либо попали в зависимость от наград, престижа и привилегий, даваемых им этой системой, не говоря уже о собственно зарплате.
Второй значительной группой является все увеличивающееся количество престарелых членов церкви, которые предпочитают статус-кво радикальным и рискованным экспериментам живой веры, направленным на возрождение или повторное обращение нашей молодежи. Конечно, существует множество престарелых адвентистов, которые не могут быть отнесены к этой категории ретроградов, а напротив, стоят у руля многих позитивных изменений в церкви. Такие люди достойны огромнейшего уважения, потому что они молоды духом, сильны и смелы и обладают видением и верой. Но есть множество престарелых адвентистов, которые боятся перемен и всячески им сопротивляются – некоторые в попытке сохранить контроль, другие из чувства самосохранения, а третьи просто потому, что с возрастом становится вообще сложно приспосабливаться к переменам. Чем более развитыми люди остаются несмотря на возраст, тем более способными они оказываются к восприятию изменений.
И, наконец, существует множество адвентистов, которые настолько безразличны к церкви и ее будущему, что они сопротивляются изменениям только потому, что изменения эти могут потребовать самых элементарных умственных, физических, духовных, социальных или эмоциональных усилий. Лаодикийская церковь сильно озабочена лишь мирскими делами и материальными проблемами. Она отличается духовным самодовольством и смертельно пугается, когда кто-то говорит, что возрождение необходимо. Таковой церкви Христос говорит: «Я предпочитаю правых или левых радикалов, еретиков или отступников, а не тебя» (Откр. 3). Слышали? Иисус предпочитает людей, которые оставляют церковь или религию тем, кому все безразлично, кто совершает определенные «духовные» действия, но не считает отношения с Богом и стремление к Его царству основой своей жизни.
Открытость влиянию Духа означает открытость к переменам. Ни в коей мере не является случайностью тот факт, что все Божьи пророки и Сам Иисус были радикалами. К сожалению, церковь часто стремится воспротивиться изменениям всеми возможными методами. Шесть последних слов церкви (перед смертью) – «Мы никогда ничего подобного не делали». Когда мы теряем способность к переменам, мы умираем. Это истинно как в отношении отдельных личностей, так и в отношении организаций.
Сегодня Бог призывает адвентизм принять радикальную веру, способную рисковать.
Что мы ответим?
Юрий Воронюк
Фото: http://i40.mindmix.ru/36/2/20236/98/280998/lost_control_by_popsongs.jpeg
Статья подготовлена с использованием материалов исследования Valuegenesis, Search Institute, USA, полностью изложенных в книге Стивена Г. Дейли «Адвентизм для нового поколения»
oleg
| Ссылка на комментарий
В чем состоит радикальная вера, способная рисковать?