Сергей Брикса в Харькове спел о любви к Родине
Сергей Брикса концертом в Харькове 16 мая открыл украинский тур, посвященный обкатке его нового — девятого — альбома «Merci beaucoup Jesus» (2008). На разогреве представила свой диск «Fragile People» (2007) американская группа «Sonsofday», состоящая из кровных братьев по исконно американской фамилии Белоножко, бывших жителей не менее американского града Черкассы.
Перед выступлением Сергей ответил на вопросы сайта «Путь».
ЭТО ПЕРВЫЙ НА МОЕЙ ПАМЯТИ КОНЦЕРТ ХРИСТИАНСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ В ХАРЬКОВЕ С ПЛАТНЫМ ВХОДОМ. КАКОВЫ ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ЭТОГО РЕШЕНИЯ?
Удивлен, что народу пришло не так много. Надеюсь, еще подтянутся. К сожалению, мне рассказали, здесь такая политика в Церквах люди боятся слова «концерт». Что тут такого четыре доллара билет? Это ж не так дорого как три литра бензина.
Когда я уверовал и стал записывать христианскую музыку, переживал много неприятных моментов. Когда встречал друзей, мне говорили: «Как вообще можно продавать христианскую продукцию? Ты Божий талант продаешь». Люди не готовы к этому. Они думают, что мы торгуем верой или Сам Бог продается.
Я плату за вход понимаю как необходимость пожертвования в поддержку другого человека. Давайте поможем музыканту: он играет, а мы придем на его концерт.
В Америке широко продается черная рэп-культура. При всей ее маргинальности существует стабильная аудитория, которая ее «держит», приобретая ее диски и приходя на концерты. Так они защищают свою культуру.
Мы, христиане, не дружный народ. Вместо того чтобы придти и сказать: «Приехал христианский певец Брикса, давайте пойдем и поддержим его. Мы покажем городу, что мы пошли на его выступление. Мы поем его песни ту же «Я буду славить Господа Христа» и не можем заполнить этот зал?
Неужели нет пяти, десяти, двадцати тысяч верующих в полуторамиллионном городе?
Может быть, мы будем пионерами в этом. В 1991 году Бог меня использовал, чтобы начать делать христианскую музыку. Я играл в белорусской группе «Верасы» и, как мне казалось, имел представление, как надо играть. Но когда я познакомился с христианами, они так не играли.
На них давили коммунисты, говоря: «Не надо использовать барабаны в церкви!», потому что туда шла молодежь. Молодежи нужно что-то современное, и она к этому тянется.
Харьков прекрасный город, и его нужно завоевать. И завоевать надо очень честно.
Давайте посмотрим, сколько берет Филипп Киркоров за концерт. По качеству живого исполнения он не стоит, как мы. Часто поет под фонограмму. Да, он раскручен и нравится публике. Но не думаю, что андеграундная молодежь так уж слушает Филиппа Киркорова.
Мой концерт соответствует стандартам западной эстрады. Мы играем живьем. Хотим завоевать человека честно. Завоевать для Бога. Может быть, здесь христиане еще не начинали делать какой-то революшн, ривайвл [пробуждение М.Б.]. Надеюсь, этот концерт ознаменует наступление нового
периода в этом смысле.
Как это ни назови концерт, служение или шоу гол летит в те же ворота. Если мы выходим и исповедуем Иисуса Христа, то выполняем правильную работу и находимся на своем месте.
КАК ТЫ ОТНОСИШЬСЯ К КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ХРИСТИАНСКОЙ МУЗЫКИ? НЕ ПРЕВРАТИТСЯ ЛИ МУЗЫКАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ В БИЗНЕС НА ХРИСТИАНСТВЕ, КАК ЭТО ВО МНОГОМ СЛУЧИЛОСЬ С ХРИСТИАНСКИМ КНИГОИЗДАНИЕМ?
Шоу-бизнес четко связан с коммерческим аспектом. Здесь нужны средства на раскрутку музыканта, и это нормально. Мы поем и прославляем Бога. Но чтобы нас услышали, организаторы повесили плакаты, сделали рекламу в метро, а это стоит денег поддержать даже не певца, а наше общее дело. Мы евангелизируем этот мир. Этого не сделать, сидя дома. Нужно хотя бы придти на христианский концерт и пригласить с собой неверующего друга.
Другое дело вкусы. Если мне не нравится суп, я его не ем. Это нормально, если Сергей Брикса не нравится многим. У меня определенный голос, но делаю всё что могу. Трачу не сто долларов или тысячу на свой альбом, а намного больше.
ЗАЯВЛЕНЫ КОНЦЕРТЫ В ЧЕТЫРЕХ ГОРОДАХ. БУДЕТ ЛИ ВЫСТУПЛЕНИЕ В КИЕВЕ?
Запланировано десять концертов. В Киеве будем целую неделю играть в больших церквах: Сандея Аделаджи, «Победа» Генри Мадавы, Рика Реннера, в «Музыкальной бирже».
Мы думали делать евангелизации с бесплатным входом и дотацией со стороны церквей, но многие церкви не откликнулись.
Здесь ничего моего нет. Я всего лишь выхожу на сцену, чтобы петь. Продаю диски, но и вкладываю в их запись. Тот же диск в Украине стоит пять долларов, в Америке 10–12.
РАССКАЖИ О ГРУППЕ «SONGSOFDAY».
Эти ребята пришли ко мне пять лет назад, молодые, неотесанные. Я заметил, что у них есть потенциал и талант. Они из верующей семьи. Я немножко их поднатаскал, и сегодня это колоссальная группа, у них свой альбом. Они молодые, но уже очень крепко понимают, что делают.
КАКОВО ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ В РОЛИ УЧИТЕЛЯ, КОТОРЫЙ ПОМОГАЕТ МОЛОДЫМ?
Я еще мало помогаю, хотелось бы что-то больше делать. Мне 42 года будет в этом году. Когда ты взрослеешь, Бог дает мудрости, начинаешь понимать, что хочется не какой-то показной мишуры, а делать всё проще, спокойнее, стабильнее, искренней. Буду продолжать делать и свою музыку, потому
что Бог дает мне песни. Но также хотел бы вкладывать свою лепту, чтобы сегодня молодые люди могли «становиться на ноги».
Лет двадцать назад некому было помочь. У меня есть студия, знакомые музыканты, которые классно могут сыграть. Я могу выступить как продюсер.
УЕХАВ В АМЕРИКУ, НЕ БОИШЬСЯ ЛИ ОБНАЖИТЬ НИШУ ХРИСТИАНСКОЙ МУЗЫКИ В БЕЛАРУСИ?
Я не считаю, что Белоруссия должна быть центром христианской музыки. Не важно, где ты играешь. В моей республике ребята не так часто играют концерты, хотя они там продолжают жить. И Дмитрий Даукш, и «Новый Иерусалим» больше выступают за рубежом в России, Украине.
ЧТО БЫ ТЫ ХОТЕЛ, ЧТОБЫ ЛЮДИ ГОВОРИЛИ, УСЛЫШАВ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ «СЕРГЕЙ БРИКСА»?
Чтобы вспоминали тот концерт, когда мы вместе славили Бога. Самое драгоценное, когда левиты собираются и воздают славу Господу. Бог должен быть превознесен на всяком месте.
***
На концерте Брикса мешал фразы из пяти языков. Сообщил, что уехав в США, сначала выучил украинский, «бо там хохлов багато». Пародировал Вячеслава Вакарчука и Александра Лукашенко. Сыпал знаковыми именами украинской эстрады, всё переспрашивал, есть ли акцент в его украинском произношении (как кандидат наук по украинской филологии, заявляю, что почти нет).
Рассказал, что в предыдущий раз в Украине выступал в 1995 году, а в приснопамятном 1989-м играл на этой самой площадке (харьковском кино-концертном зале «Украина») на барабанах в составе «Верасов».
Напоследок добавим критического дёгтя.
Харьковская сторона сработала как часы: много плакатов на улицах, ролики на телеэкранах в метрополитене, электронных и печатных христианских СМИ, удобная площадка, профессиональный свет и звук. Отметим сыгранность коллектива, отличные аранжировки и импровизации.
Разочаровал однообразный алгоритм концерта отсутствие ожидаемых баллад, которые, в общем-то, и составляют славу Сергея Бриксы.
Певец был явно не готов к тому, что в конце многие подошли к сцене, прося исполнить лирические «Я боль твою возьму», «Небеса»… При росте христианского шоу-бизнеса в профессиональном, техническом, отчасти финансовом плане становится всё более очевидной утрата интеллектуальной, содержательной составляющей песен.
На мой взгляд, причиной этого является копирование светских образцов, где «попса» и «кислота» совместными усилиями ДОБИЛИ, иначе не скажешь, музыку «для головы». Установка на безответственное «облегчение», упрощение выплывала и из комментариев музыканта: «это очень простая песня. В ней всего три аккорда. Она очень нравится детям. Ну, а раз так, то давайте петь». Поневоле вспомнишь нетленку: «ту-лу-ла», «три аккорда, только три аккорда», «меня зовут Вова, я знаю три слова» и т.д. Больно сознавать, что искусство, призванное прославлять и открывать
Всевышнего, Премудрого и Бесконечного, уподобляется такой «музыке» для амёб.
Далеко не всегда просто значит хорошо. Бывает простота хуже воровства. Что в Библии простого? Стиль этой Книги, идеи, символы? Или ее Автор? Или созданный Им мир и человек?
Большинство производных от слова «простой» в Синодальном переводе имеет НЕГАТИВНЫЙ смысл.
Здесь «простой» значит недалекий, поверхностный, которого легко обмануть (2Цар.15:11, Рим. 16:18), бедный (как антипод знатному 3Цар. 14:7, Деян. 4:3), интеллектуально ограниченный, наивный до глупости, которого надлежит вРАЗУМить (Пс. 118:130), дать СМЫШЛеность (Прит. 1:4), сделать благоРАЗУМным (Прит. 19:25) и МУДРым (Прит. 21:11, 22:29). Не хочется думать, что музыканты сознательно воспитывают такого слушателя. Масса известных мне христиан не согласна быть такими.
По словам Иисуса, прежде простоты христианам нужна мудрость (Мф. 10:16).
Хорошей простотой названа искренность (Быт. 20:5, Еф. 6:5), соЗНАНИЕ своей зависимости от Бога (Соф. 3:12), скромность (Мк. 9:6, 2Кор. 1:12), доступность в общении (Деян. 2:46), щедрость (Иак. 1:5), постоянство в служении (Рим. 12:8), четкое представление об Истине и верность ей (2кор. 11:3). Все эти черты характера входят в понятие мудрости. Ее Бог предлагает Своим детям взамен простоты.
И эта тенденция, к сожалению, характерна для всего поп-рока, долгое время остававшегося цитаделью христианскойэстрадной лирики. Даже «Новый Иерусалим» отходит в своих песнях от РАССКАЗЫВАНИЯ ИСТОРИЙ рифмованной проповеди, свидетельства, откровения, непревзойденным образцом которых в религии Слова являются Давидовы Псалмы. Молодежь утомляют десятикуплетные гимны прежних лет, но современная музыка бросилась в другую крайность. Именно балладный синтез смысловой нагрузки и мелодики объединял разные возраста в Теле Христовом вспомним (именно
песенные, а не речевочные!) альбомы минского «Екклесиаста» 1990-х. Не идем ли мы, создавая пресловутую субкультуру, близкую лишь «тем, кто понимает» (или (пока?) ни в чём не разбирается), наповоду у того разрыва поколений, который с конца XIXвека вынуждает каждое поколение изобретать новый велосипед «своего» уклада жизни, морали и культуры? Отражает ли ПРОГРЕССИВНАЯ христианская музыка красоту и гармонию небесной Родины, о любви к которой говорит в своих песнях Брикса?
Фото автора. Больше снимков по сюжету
С любезного разрешения Сергея Бриксы публикуем трек «Merci beaucoup Jesus» с нового альбома певца. СКАЧАТЬ
Также по теме:
David Bass
| Ссылка на комментарий
Хорошие ответы и хороший личный анализ общей ситуации в христианском служении. Пару слов о простоте. Думаю не ПРЕЖДЕ простоты нужна мудрость, а в совокупности именно с простотой, она приобретает свою красоту. Не прежде и не после, а только вместе, не заменяя друг друга.
Не знаю каким мерилом автор статьи меряет простоту в людях, но суть в евангелии одна. Бог, именно Он избрал для общения людей далеко не сложных, если не сказать по другому. И в этом смысле думаю никто не обвинит Иисуса в недалёкости. Порой даже противопостовлял эту простоту, мудрости -которой блестали многие другие. Я уже не говорю о простоте выражений веры и евангельских гимнов, присутсвующих в новозаветной церкви. Господь — Бог наш, мой любимый!
Другой аспект касательно ощущений, которые приходят и остаются после таких мероприятий. Дек вот, позволю себе сказать что после концертов и различных других (церковных) выступлений Сергея, лично меня всегда посещал необходимый и назидательный жизненный прилив сил. Зависит ли это от текста или музыки или общей атмосферы, не знаю. И если Сергею и не хватает интеллектуальности то никак не музыкальной, а скорее жизненной, общественной.
Спасибо Максим за хороший текст.