Мир, труд — май. Кризис, безработица — ноябрь

14-11-2008,

Взгляд христианина-экономиста на причины мирового финансового кризиса.


«А то как же! Знаешь одноногого негра, еще у него хозяин старый мистер Брэдиш? Ну вот, он завел банк и сказал, что кто внесет один доллар, через год получит еще четыре доллара. Все негры внесли, только денег у них было мало. У меня много. Вот мне и захотелось получить больше четырех долларов, я ему и сказал, что, если он мне столько не даст, я сам открою банк. Ну, а этому негру, конечно, не хотелось, чтоб я тоже заводил банк, двум банкам у нас делать нечего, — он и сказал, что если я вложу пять долларов, то в конце года он мне выплатит тридцать пять. Я и вложил. Думаю: сейчас же пущу и эти тридцать пять долларов в оборот, чтоб деньги зря не лежали. Один негр, зовут его Боб, поймал большую плоскодонку, а его хозяин про это не знал; я ее купил и сказал, что дам ему в конце года тридцать пять долларов; только плоскодонку украли в ту же ночь, а на другой день одноногий негр объявил нам, что банк лопнул. Так никто из нас и не получил денег».
(с) Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна»
Для того чтобы разобраться в причинах мирового финансового кризиса и дать некоторые прогнозы его развития и возможных эсхатологических последствий, рассмотрим вначале вопрос «что такое кредит».
В качестве примера возьмем ситуацию, когда семья желает приобрести автомобиль.
Предположим, что новая машина стоит 50 000 грн. Зарплата мужа составляет 2 000 грн., зарплата жены – 1 500 грн. В семье пока нет детей. Расходы домохозяйства (квартплата, продукты питания и т. п.) составляют 2200 грн. Итак, суммой в 1300 грн. эта семья распоряжается, как хочет. На семейном совете муж и жена определяют, что для «великой» цели они могут выделить из семейного бюджета около 1000 грн. в месяц, оставляя 300 грн. «на всякий случай». Теперь им необходимо решить: копить деньги 4 года или взять авто в кредит сроком на 10 лет. Оптимистический прогноз: мужу обещают повышение и в должности и в зарплате, жена на хорошем счету у начальства, кроме того, через 5 лет инфляция сделает ежемесячные платежи менее ощутимыми. Через месяц новое авто блестит на стоянке возле дома. О пессимистическом прогнозе предпочитают не думать. И напрасно. По статистике он имеет место примерно в 60% случаев. Во-первых, оказалось, что автомобиль требует ухода. Как назло, этот уход стоит в три раза больше, чем у друзей. Новоиспеченный автолюбитель не понимал, что друзья ему нагло врали, рассказывая о надежности своих машин. Во-вторых, плату за стоянку подняли в два раза. В-третьих, продвижение по службе не состоялось. В-четвертых, жена стала с ужасом понимать, что в течение ближайших десяти лет о ребенке нечего и думать, ее зарплата жизненно необходима: в декрет не дает уйти кредит. В-пятых, неопытный молодой водитель попадает в легкую аварию и теперь выплачивает и за свой ремонт и за ремонт пострадавшего по его вине. И так далее. По истечении десяти лет, с трудом выплатив кредит за теперь уже потрепанный и неблестящий Lanos семья задается вопросом: чего ради все это?
В описанной истории есть интересный аспект: деньги, которые будут (!) заработаны за следующие 10 лет, начинают тратиться сегодня (!). За это платится банку (ростовщику) столько же (!), сколько тратишь, не верьте мифическим «4,5% годовых». По прошествии 10 лет получается в лучшем случае круглый «0», а в худшем – долги вместо сбережений.
Но в этой истории есть еще один субъект – банк, который выдал кредит. Немедленно после получения долговой расписки кредитополучателя, он считает, что вся сумма кредита у него есть. Прямо как герой Марка Твена в эпиграфе. И распоряжается не реальными деньгами, а фактически долговыми расписками своих должников. А ведь лодку-то могут и украсть!
Сам банк, будучи (многие этого не знают) не владельцем денег, а, зачастую, финансовым посредником, находится в очень сложной ситуации. Он выдает кредиты и одновременно принимает вклады под проценты. В случае нарушения хрупкого экономического равновесия, сложная схема рушится и, как ни странно, все остаются в проигрыше. Потому как депозиты теперь никто, скорее всего, не вернет, а вот преемники банка, которые потребуют отдачу кредитов, всегда найдутся.
К сожалению, банковская сфера – это неотъемлемая часть современной экономики. Биржи: фондовые и товарные – это паразиты, настолько сросшиеся с телом экономики, что безболезненно их удалить невозможно. Но реальной пользы от них – не более чем от кровососущих насекомых.
Банки и биржи фактически торгуют воздухом – долговыми расписками. Крах такой системы – вопрос времени, вернее это было вопросом времени. А сейчас мы его наблюдаем. Теперь нам необходимо вернуться к истории, изложенной вначале статьи, и ответить на вопрос: «когда в описанной семье начался финансовый кризис»? Правильно. В ту минуту, когда неопытные муж и жена решили, что отдать 50 000 грн. (ровно половину их будущего дохода за 10 лет) за услугу кредита – не такая уж и большая трата.
Читая это, сложно поверить… Банки и биржи торгуют воздухом? Не может быть! Приведем мнение эксперта.
«Спусковым крючком мирового кризиса стали суррогатные деньги, которые глубоко проникли во все поры финансовой системы. Один факт их существования давит на психику инвесторов, заставляя нервничать и шарахаться из стороны в сторону. Именно поэтому меры, принимаемые правительствами во всем мире, не успокаивают рынок. И лихорадка на фондовых биржах продолжается. Речь идет об особом виде ценных бумаг — деривативах. Это так называемые производные финансовые инструменты. Они связаны с обычными ценными бумагами и, по сути, являются виртуальными деньгами. Сегодня их выпущено столько, что никто в мире не может точно посчитать, сколько таких суррогатов бродит по планете. Приблизительно, эксперты оценивают мировой рынок деривативов в 600 триллионов долларов.
Представляете себе этот размах? В прошлом году весь мировой валовой внутренний продукт (стоимость произведенных товаров и услуг) равнялся 58 триллионам долларов. А здесь — в 10 раз больше. По прогнозам, в 2008 году ВВП стран Евросоюза составит примерно 19 триллионов долларов, а США — более 14 триллионов.
Именно деривативы, связанные с американскими ипотечными облигациями, сдетонировали нынешний мировой финансовый кризис, причины которого, безусловно, более фундаментальные. Банки США дали гражданам ипотечные кредиты, под них «выпустили» производные бумаги. И виртуальные деньги, которые продавали и перепродавали, пошли гулять по миру.
Заемщики реальные деньги вовремя не вернули — началась цепная реакция».
Фрагмент статьи «Деньги массового поражения», вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей Игоря Юргенса.
Вот еще мнение: «Уже более 30 лет компании государства и породнившиеся экономики только и производят долги», – выражает точку зрения скептиков социолог и основоположник системного анализа американец Иммануил Валлерстайн.
И еще: «С. Демура: – Причины кризиса — в перепроизводстве долгов. Кризис был создан путем наращивания долговых обязательств в последние 20 лет. Получилось так, что весь мир доходы будущих периодов уже потратил вчера и сегодня».
Итак, основная причина кризиса – деньги в течение десятков лет делались из долгов. Виртуальных денег (деньги финансового сектора) примерно в 10 раз больше, чем продуктов реального сектора. Естественно, аналитики сходятся во мнениях, что размер денежной массы должен быть настоящим, а не виртуальным. Парадоксально: девяти десятых денег, которые есть сегодня, на самом деле нет, не было и не будет.
Поговорим теперь о ходе кризиса. Мировая экономика поступила подобно опрометчивому главе семейства, проедая вчера и сегодня то, что будет произведено завтра. Кризис начался очень давно, просто его, подчеркиваем, старались не замечать. Естественно, кто назовет кризисом ситуацию, когда вместо того, чтобы собирать урожай, мы идем одалживать зерно у соседа, причем одалживаем в 10 раз больше, чем способно произвести собственное поле? Что делать? Никто не знает. Создавать новую финансовую систему?
Логично. В каком виде? Никто не знает.
Не претендуя на 100% истину, выдвинем наш прогноз.
Для украинцев ничего страшнее 1994-1995 годов не будет. Этому есть две причины: мы недостаточно ориентированы на экспорт и обладаем достаточной сырьевой базой, слава Богу, не виртуальной. Достаточно мощный потенциал аграрного сектора страны позволит избежать голода. Что же касается экономики индустриализированных урбанизированных стран, она может пострадать сильнее. Но то, что мы наблюдаем, это скорее даже не кризис, а выпускной клапан мировой экономики, стравливающий лишний пар. За кредиты и долговые расписки надо платить. Платить придется всем: от пенсионеров до банкиров и олигархов.
И в заключение, несколько слов о том, как эти события связаны с последним временем. Является ли финансовый кризис эсхатологическим? Наше мнение – нет и еще раз нет.
Повлияет ли кризис на развитие последних событий? Очень и очень возможно.
Социологи отмечают, что самым сильным объединяющим фактором является фактор наличия общего врага. Реформирование финансовых международных институтов, объединение стратегий, политических и религиозных группировок весьма возможно в результате настоящих событий, которые реально являются общим врагом. Кризис вполне может стать катализатором создания нового мирового порядка.

С Божьей помощью, Яков Чернин
Продолжение: https://www.asd.in.ua/archives/1188291277


Рубрика: Экономика

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"