«То, что пионеры адвентизма не были свободны от ошибок, делает их более привлекательными»
В Харькове побывал Даниэль Хайнц – директор Музея адвентистской истории во Фридэнсау (ФРГ), историк Церкви. Гость любезно ответил на вопросы газеты «Путь».
РАССКАЖИТЕ ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ШКОЛЫ И СЕМИНАРИИ ВО ФРИДЭНСАУ.
Когда адвентисты появились в Европе, это было в 1864 году, первым адвентистским миссионером стал польский католический священник Михей Чеховский. Он прибыл в Европу в 1864 году и был, по сути, первым адвентистом.
Миссионерская работа была очень сложной. Традиционные церкви имели большое влияние в обществе и запрещали открытый евангелизм. Поэтому Чеховскому приходилось ходить от двери к двери, раздавая трактаты. Но ему удалось основать небольшие группы в Италии, Румынии и особенно в Швейцарии.
И когда адвентисты появились в Европе, возникла потребность в организации: школах, издательских домах, больницах. Самой старой адвентистской школой в Европе стала Фридэнсау.
Фридэнсау – это адвентистская деревня, если можно так сказать. Она была основана адвентистами в Германии, имеет хорошее месторасположение — в лесу, поближе к природе. Они основали целую общину, не просто семинарию, — целую деревню с санаторием, школой. Потому что адвентистская идея состояла в комплексном подходе: мы должны служить людям, заботясь об их здоровье и образовании.
В 1899 году эта семинария была основана. И уже с семинарии во Фридэнсау множество адвентистских миссионеров и пасторов отправилось в разные части мира: Россию, Украину, Китай, Южную Америку, Африку. Так что это был поистине центр адвентистской миссионерской работы до Первой мировой войны. Позже ситуация изменилась из-за политических факторов.
Музей был открыт очень рано. Уже в 1903 году адвентистские миссионеры отправились в Восточную Африку. В то время там находились европейские колонии, и Германия имела свою колонию в Танзании, тогда она называлась Немецкая Восточная Африка.
Адвентистские миссионеры основали там миссионерские станции и собрали много интересных предметов быта местных племён. И привезли эти вещи — оружие, изделия ручной работы — в Европу, ведь они представляли собой антропологическую ценность, по ним можно было определить, как люди жили на таком примитивном уровне.
Это был настоящий миссионерский музей. К сожалению, он был уничтожен во время Второй мировой войны, и вновь основан после её окончания. Поэтому сегодня акцент делается на истории адвентизма в Европе, а не в Африке. У нас есть материалы, дневники, корреспонденция ранних пасторов в Европе, некоторые материалы по России.
Как вы понимаете, нелегко создавать адвентистский музей. В музеях других церквей вы можете увидеть различные предметы. Но мы как адвентистская Церковь делаем акцент на Библии, и таких предметов в музее, как иконы, различные предметы литургии, как в католической Церкви, вы не найдёте. Адвентистская Церковь — это Церковь Книги, это Церковь Библии. И поэтому у нас нет такого количества предметов литургии, возможно, немного старых вещей, используемых на Вечере Господней.
Но у нас есть интересные документы, письма. Это особая философия адвентистского музея. Мы хотим показать, как Господь ведёт нашу Церковь через историю, и мы хотим прославить Иисуса Христа, чтобы в центре внимания были не различные предметы, а Библия.
ВЫ ИЗУЧАЕТЕ ИСТОРИЮ АДВЕНТИСТСКОЙ ЦЕРКВИ. ТРУДЫ КАКИХ АВТОРОВ ВЫ СЧИТАЕТЕ ЛУЧШИМИ?
— Есть преподаватель, которого я очень ценю. Он написал много книг по истории Церкви адвентистов седьмого дня. Я думаю, многим известно это имя — Джордж Найт.
Он описывает историю возникновения нашей Церкви под особым углом. С одной стороны, представляет адвентизм как пророческое движение, которое Бог вызвал к жизни в 1844 году.
С другой стороны, он представляет историю адвентистского движения как деятельность людей, не свободных от различных ошибок, как я и вы. Интересно наблюдать, как Бог может достигать своей цели, используя нас, простых людей со слабостями и заблуждениями. Поэтому история Церкви заключает в себе две стороны. С одной стороны, история того, как Бог действует в нашем мире, история, так сказать, свыше. С другой стороны, это история нас с вами.
Мы не можем нашу историю приукрашивать или, так скажем, восхвалять. Потому что даже наши предшественники совершали ошибки. Я думаю, что именно это то, что они не были свободны от ошибок, делает их для нас более привлекательными.
КАКИЕ АСПЕКТЫ АДВЕНТИСТСКОЙ ИСТОРИИ В РОССИИ, БЫВШЕМ СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ, В МИРЕ СЕГОДНЯ ОСВЕЩЕНЫ НЕДОСТАТОЧНО ИЛИ НЕПРАВИЛЬНО?
Не стоит забывать о том, что по большому счету до 1992 года не было таких основательных трудов по истории нашей Церкви на территории бывшего СССР.
Но с этого времени целый ряд книг. Альф Лонэ издал первую книгу, затем начали печататься Николай Жукалюк, Евгений Зайцев, Алексей Опарин.
Благодаря этим трудам мы можем видеть, как Бог вел и благословлял Свою Церковь здесь на территории России и Украины на протяжении долгих десятилетий, в сложное время. В нашем мире практически не существует другой страны, может быть, за исключением Китая, где адвентисты были так сильно преследуемы за веру.
И нет другой страны, как бывший Советский Союз, где бы столько много верующих за свои убеждения поплатились бы своей жизнью. Сегодня, например, я работаю над созданием списка верующих, которые стали жертвами за свои убеждения. Я думаю, что имена таких людей, наших предшественников, нельзя забывать.
Больше стоит обращать внимание на то, каким образом наша современная Церковь, может в полной мере осознать ответственность перед современным секулярным обществом. У нас с вами есть конкретная библейская весть: “Иисус грядет скоро”. И это весть, которую Церковь должна провозгласить этому миру. И провозглашение этой вести должно быть соединено также с определенными другими задачами, которые стоят перед нашим обществом.
Иисус не только проповедовать, но также делал что-то доброе для людей. Тогда наша весть обретает особую силу, когда мы не просто говорим, проповедуем, но и подтверждаем это своими собственными делами.
Есть много других неисследованных глав, историй нашей Церкви здесь в России. Взаимоотношения Церкви с государством, властью. Каким образом должна вести себя Церковь по отношению к власти? Я хотел бы сказать, что в Германии, например, наша Церковь во времена нацистского режима слишком сильно подстраивалась под требования власти. И в этом заключалась большая опасность. Потому мы потеряли, как Церковь, свое лицо. И лишь спустя 60 лет по окончании войны адвентистская Церковь сделала официальное объявление, в котором признает свою вину и просит прощения за то, что во времена нацистского режима не сделала того, что должна была сделать. Мы, люди, можем делать ошибки. Но из истории мы призваны многому научиться.
В ЦЕНТРЕ ВАШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ НАХОДИТСЯ ТАКАЯ ПРОТИВОРЕЧИВАЯ ЛИЧНОСТЬ, КАК ЛЮДВИГ КОНРАДИ. СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЧЕМ ВАС ПРИВЛЕКАЕТ ЭТОТ ДЕЯТЕЛЬ АДВЕНТИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ? КАКИЕ УРОКИ МЫ МОЖЕМ ПОЧЕРПНУТЬ ИЗ ЕГО ЖИЗНИ?
Я назвал бы Конради одним из самых успешных миссионеров в истории адвентистской церкви, которые когда-либо у нас были. В 1886 году он приехал в Российскую империю, в Крым, и там основал первую общину. Потом на протяжении многих лет практически каждый год посещал Россию, приезжая сюда из Германии.
Он был убежден в особом поручении, данным ему Богом — проповедовать в России. Если у него возникали какие-либо проблемы, он никогда не «ломался», не смущался. Он говорил: «Эту проблему я должен решить непосредственно с министром». Никогда не стеснялся открыто проповедовать адвентистскую весть.
Он иногда такое выражение использовал, обращаясь к молодым пасторам: «Вы должны быть настолько прилежными, что души для Бога должны буквально из-под земли доставать». Он обучал многих проповедников, которые позже работали в России (в частности, Генрих Лебсак). В свое время был вице-президентом Генеральной Конференции. У него очень много заслуг. Он, можно сказать, памятник, на который можно ориентироваться.
Но Конради, как и все люди, не был свободен от ошибок. Проявлял большое своеволие, часто не хотел прислушиваться к советам Елены Уайт. До Первой мировой войны Церковь в Европе росла быстрее, чем в Америке. Может быть, из-за этого внутри Церкви между Европой и Америкой возникали определенные напряжения, трения. Конради более 40 лет успешно трудился на ниве Божьей для адвентистской Церкви. Церковь, в особенности на территории России, восточной Европы обязана ему очень многим. Он написал массу книг.
К сожалению, за восемь лет до своей смерти в 1939 году, Конради, исходя из личных обид и некоторых разногласий по вопросам вероучения, оставил Церковь адвентистов. Он не оставил веру в Бога, остался христианином и присоединился к баптистам седьмого дня.
Конради — человек, полный противоречий. И тем не менее, Бог смог использовать его как орудие в Своих руках для дела Божьего. 40 лет он воздвигал Церковь Божью в Европе.
История Конради еще раз убеждает меня в том, что Бог любящий, Который берет простого человека с ошибками, как Конради, его слабостями, и делает его благословением. К счастью, мы как люди не должны судить других, это дело Божье. Но мы можем быть благодарны тому, что Бог каждого из нас может использовать — как маленьких, так и больших.
Беседовал Максим Балаклицкий
Подготовили Юрий Воронюк и Анастасия Вертикова
На русский язык переведена книга Даниэля Хайнца «Людвиг Рихард Конради», которую можно приобрести в книжных центрах адвентистской Церкви.