После фарисейства

13-08-2011, комментариев 13

Как правило, христиане в первом поколении делят религиозную жизнь на два состояния: эмоциональную эйфорию новообращенного и холодную, сухую, законническую веру фарисея. Наши симпатии — в основном на стороне первого состояния. Но эйфория проходит так же неизбежно, как тает первый снег. Все мы либо уйдем из церкви, либо станем фарисеями.

ИЗ ДВУХ ЗОЛ?

Хорошая новость состоит в том, что, во-первых, в фарисействе есть свой смысл, во-вторых, фарисейство тоже должно быть переходным состоянием. Переходным к чему? Об этом мы и поговорим.

 

Христианство как мировая религия основана… фарисеем Савлом, который после обращения принял имя Павел. Обращение этого человека стало мощнейшим свидетельством божественности Иисуса из Назарета.

ИДЕАЛЬНЫЙ ФАРИСЕЙ

Деян. 26:5 я жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании учению.

Деян. 22:3 я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель (зилотис — последователь) по Боге, как и все вы ныне.

Галатам 1:14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем (зилотис — последователь) отеческих моих преданий.

Флп. 3:4 Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, 5 обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, 6 по ревности (зилос — ревность, пыл, зависть)- гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный.

Ревнителем звали одного из апостолов, Симона Зилота (Лк. 6:15, Деян. 1:13). Как говорит греческий словарь Стронга, «приверженцы учения зилотов были большими ревнителями иудейских законов и традиций и часто прибегали к насилию, чтобы защитить свои убеждения». Зилоты в наше время заслужили бы клеймо террористов, потому что часто носили с собой короткие кинжалы, которыми из-под полы убивали римлян и угрожали чрезмерно связанными с ним евреям — тем же налоговым инспекторам. В английском языке слово «ревность, жар, пыл» происходит от слова «зилот».

Как видим, Павел последовательно использует наименование этих религиозных террористов, чтобы проиллюстрировать свое неравнодушие, пыл, убежденность, сердечный жар, с которым он посвящал себя иудейству. Неизвестно, имел ли Павел такой кинжал и пускал ли его в ход. Но мы точно знаем, что физическое насилие было нормальным методом его работы. Первое упоминание Савла в Писании говорит о его полной поддержке и соучастии в убийстве дьякона Стефана. Посмотрите, до чего он дошел в своей нетерпимости:

Деян. 9:1 Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику 2 и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим.

Деян. 22:4 Я даже до смерти гнал [последователей] сего учения, связывая и предавая в темницу и мужчин и женщин, 5 как засвидетельствует о мне первосвященник и все старейшины, от которых и письма взяв к братиям, живущим в Дамаске, я шел, чтобы тамошних привести в оковах в Иерусалим на истязание.

Гал. 1:13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее…

Вот так будущий миссионер! Но, называя себя в 1 Кор. 15:8 извергом (выкидышем или, по-современному, выродком) за свою жестокость к христианам, Павел никогда не сожалеет о своем фарисейском прошлом. Ему никогда не приходит мысль, что, возможно, выигрышнее придти к Христу из язычества.

Это ярко проявилось в его язвительной фразе, когда он обличал лицемерие Петра в Антиохии:

Галатам 2:14 Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски? 15 Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники…

После вавилонского плена фарисеи делали всё, чтобы у иудеев не возникло желание подражать вере и образу жизни язычников. Как бы трудно ни было соблюдать отеческие предания, фарисей не сдавался. История говорит, что один из еврейских друзей Павла молился так много, что у него на коленях были шишки, как на ногах у верблюда. Фанатизм? Да как сказать…

МОЖЕТ ЛИ В ФАРИСЕЕ БЫТЬ ЧТО ДОБРОЕ?

Давайте посмотрим на факторы, которые сформировали такого человека:

Деян. 26:5 — строжайшее учение.

Деян. 22:3 — а) знание еврейской и языческой культур. В своих письмах Павел цитирует языческих поэтов: Менандра, Эпименида Критского и Арата Киликийского. б) Широта кругозора: например, приглашая обращенных из язычества адресатов к постоянству в вере, он регулярно использует символику Олимпийских игр. в) Разнообразные умения — от богословия до шитья кожаных палаток. г) Прекрасное образование.

Флп. 3:4 — Знание своих корней. Савл происходит из израильского колена, из которого Бог выбрал первого еврейского царя, и назван в его честь (в оригинале их имена звучат одинаково — Шауль). Павел добровольно избрал путь религиозного деятеля и был верен в том, что ему было открыто.

Он нигде не кается в фарисейском прошлом. Вот образчик этого мировоззрения:

Рим. 2:17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, 18 и знаешь волю [Его], и разумеешь лучшее, научаясь из закона, 19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, 20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины… 3:1 Итак, какое преимущество [быть] Иудеем, или какая польза от обрезания? 2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче [в том], что им вверено слово Божие.

ГУЛЯТЬ, ТАК ГУЛЯТЬ, СТРЕЛЯТЬ, ТАК СТРЕЛЯТЬ

Чтобы не колебаться всяким ветром учения, такой человек, пережив слепоту и временное исцеление и массу других знаков и прямое Божье приглашение стать миссионером, на три года уходит в дамасскую пустыню. Он не привык экономить на подготовке. Он ничего не делал наполовину. Как поет другой — современный — еврей,

Лечить, так лечить, любить, так любить,

Гулять, так гулять, стрелять, так стрелять.

Гнать ересь — так до полного истребления. Любить Христа — так больше жизни. Проповедовать — так всей земле. Искать откровений — так чрезвычайных. Ревновать о дарах — так больших. Говорить на языках — так больше всех. Грешник — так первый. Апостол — так настоящий.

2 Кор. 11:21 А если кто смеет [хвалиться] чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я. 22 Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я. 23 Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более [был] в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. 24 От Иудеев пять раз дано мне было по сорока [ударов] без одного; 25 три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине [морской]; 26 много раз [был] в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, 27 в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. 28 Кроме посторонних [приключений], у меня ежедневно стечение [людей], забота о всех церквах. 29 Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? 30 Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею. 31 Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу. 32 В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; 33 и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.

У этого человека была заложена серьезная основа. Все мы мечтаем о расступившихся морях. Бог тоже мечтает о них. Но, похоже, путь к морям лежит через шишки на коленях. И пока считаем серьезное отношение к вере фанатизмом, находимся в духовном младенчестве. Нам в церкви только развлечения подавай. Пророк Елисей, творивший те чудеса, которые спустя 700 лет совершит Мессия, был известен как тот, «который подавал воду на руки Илии» (4Цар.3:11). Большое начинается с малого. Павел хорошо учился. Много молился. Зубрил Писание. Следовал прочитанному. Ересь? Истребить. Истина? Посвятить ей жизнь.

«ТО И ДРУГОЕ, И МОЖНО БЕЗ ХЛЕБА»

Нам нужно стать фарисеями, потому что фарисей тверд в вере, требователен к себе и другим. Он убежден в том, что ему открыто. Нетерпим к греху. Целостен и целеустремлен. Собран и рационален. Берет ответственность за других. В церкви чувствует себя как дома. Стремится быть столпом, опорой, поддержкой. Энергичен и сориентирован на достижение целей, церковные программы, цифры и статистику. Главный плюс фарисея — он искренне любит Бога.

При этом он не всегда чуток и понимающ. Может обидеть не со зла, а лишь от недостатка духовной проницательности. Поспешно судит о других.

Фарисей никогда не видит всей картины. Он всегда в пути. Не всегда различает главное и второстепенное. Как бы шлифует деталь по частям. Увлечется одним служением — не замечает других. Увлечется какой-то идеей, даже безобидной и неплохой, но вырывает ее из контекста, превращая в идола.

У него не получается совмещать. Он с готовностью идет на жертвы, расходуя, бывает, общественное мнение, уважение близких, доверие друзей, даже когда в этом нет нужды. Он максималист и перфекционист.

Ему нравится давать советы, даже если их и не просят, оказывать влияние, быть важным и незаменимым. Не всегда он умеет слушать и входить в положение других людей, потому что боится подпасть под их влияние. Стремится сделать других похожими не на Христа, а на себя.

Временами искренне (!) путает принципиальность и мелочность, букву и дух, координацию и манипулирование, убеждение и давление, форму и содержание, прямоту и грубость, любовь к грешнику и ненависть к греху.

Как мы увидели на примере Павла, один из худших признаков фарисея — склонность к насилию. Он легко причиняет боль себе и другим. Такие люди склонны спонтанно реагировать на ситуацию. Им очень трудно смолчать, когда, кажется, так много можно возразить, с таким пафосом поспорить. Им хочется везде сказать последнее слово, расставить все точки над «i». И если люди не подчиняются его желанию их переделать, фарисей стремится заставить их.

Он еще не умеет относиться к людям по-христиански: любить их так, чтобы они САМИ захотели идти к Христу. Уважать их свободу. Уважать их личность. Уважать их выбор. Словом, уважать их.

Я ФАРИСЕЙ. ЧТО ДАЛЬШЕ?

Из-за этой незавершенности, сырости, незрелости фарисеев и не любят, не понимая цели таких усилий. «Где рожденные свыше люди?» — это главный вопрос, который мы с родителями задаем друг другу с 1992 года. На кого взирать? Где образцы, на которых учиться?

Фарисею Павлу Иисус открыл превосходнейший путь — путь зрелой любви. Ее Павел назвал совокупностью совершенства. В такой любви есть и свобода, и дисциплина, и наставление, и нежность, и принятие, и ожидание изменений.

Знаменитый гимн любви в 1 Кор. 13 показывает, что такая любовь нуждается в фундаменте духовного возрастания:

1 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. 2 Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. 3 И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Всё важно — и языки (т. е. миссия), и пророчество, и тайны, и познания, и вера,  и чудеса, и самопожертвование. Но всё это без любви — ничто:

Обязанность без любви делает человека раздражительным.

Ответственность без любви делает человека бесцеремонным.

Справедливость без любви делает человека жестоким.

Правда без любви делает человека критиканом.

Воспитание без любви делает человека двуликим.

Приветливость без любви делает человека лицемерным.

Ум без любви делает человека хитрым.

Компетентность без любви делает человека неуступчивым.

Честь без любви делает человека высокомерным.

Власть без любви делает человека насильником.

Богатство без любви делает человека жадным.

Вера без любви делает человека фанатиком.

Я предвижу многие возражения. Кто-то скажет: заладил про любовь! А заповеди? Как бы тебя не поняли неправильно! Но совершенная любовь включает И исполнение Закона (Ин. 14:15). Кто-то, наоборот, сентиментально вздыхает: наконец-то проповедь о любви! Как уже надоело нагнетание страстей, обличения да страхи! Но совершенная любовь — это И исправление, И вразумление, И осознание не всегда приятной реальности.

Давайте же без страха войдем в фарисейство — следующую стадию духовного роста. Чтобы ее преодолеть, нужно много работать. Главное — не останавливаться.

Гал. 6:9 Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. 10 Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.

Максим Балаклицкий

Иллюстрация: http://3.bp.blogspot.com/-lBvU8T0n728/Tb1fynTRQ6I/AAAAAAAAFpw/wkznVSTocjk/s320/pharisee_crucify_him.jpg

Также по теме:

Христианский блицкриг

Праведность по вере: уроки Авраама

Неопровержимая проповедь


Рубрика: Библейские исследования, Образ жизни, Церковь и общество

Комментарии (13):

  • Оксана Романец

    |

    Спасибо, Максим! Очень понравилась сама идея исследования личности Павла. И не только понравилась, но и заставила «взревновать». Что-то внутри зажглось, давно забытое, с годами утерянное. Дай Бог Вам и дальше также гореть и зажигать других!!!!


  • Сергей Г.

    |

    Да, статья интересная. Но про крайности. Получается так: Если создал семью, то или разведёшся, или станешь безудержным фанатиком своей жены. Нет. Есть и нормальная, спокойная жизнь со Христом, без фарисейства и без убегания из церкви, и не обязательно проходить стадию фарисея. Всё зависит от духовности и интеллектуальных способностей.


  • ЕКАТЕРИНА

    |

    Стадию фарисейства, я думаю, проходят все, но не всегда удаётся это понять. Совершенным христианин становится не сразу.

    «…испытание вашей веры производит терпение;
    терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка». (Иак.1:3, 4)
    «… к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,
    доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова». (Еф.4:12, 13).

    Такой мощный сосуд как Савл,был наполнен Божьей любовью! Мечта… или вера?


  • Elena

    |

    Довольно странная ода фарисейству. Христос называл фарисеев лицемерами, крашеными гробами, и предупреждал учеников беречься закваски фарисейской. А оказывается, что фарисейство — это масса достоинств, которых Христос в них не разглядел, да еще и духовный рост.


  • Максим Балаклицкий

    |

    Elena,

    1) первым книжником был Ездра

    это он создал версию иудаизма, сосредоточенного не на храме, а на синагоге, не на жертвоприношении, а на изучении Закона, не на обряде, а на слове, не на этническом, а на миссионерском, конверсионном понимании концепции избранного народа.

    2) кроме всего того, что Вы процитировали, Христос говорил Своим ученикам делать всё, чему их учили фарисеи, а проблему видел в том, что сами фарисеи не следовали своему В ОСНОВНОМ ПРАВИЛЬНОМУ учению и образу жизни. Он критиковал их за непоследовательность и лицемерие, а не за ложные цели. мы в Библии находим фарисеев Никодима и Иосифа Аримафейского, а также упоминания о многих представителях еврейской элиты, веривших в мессианство Иисуса. Христос отмеряет праведность Своих учеников от стандарта именно фарисеев (Матф.5:20). остальные политические и религиозные движения не удостоились Его позитивной оценки вообще (см. обличение саддукеев, например: Мар.12:24, 27 в сравнении с ответом книжнику: «недалеко ты от Царствия Божия»).

    3) наконец, христианство основал фарисей Павел, а не рыбак Петр, например.


  • Александр

    |

    наконец, христианство основал фарисей Павел, а не рыбак Петр, например

    .

    Фарисея Павла, христьяне — фарисеи, во главе с Иаковым подбили на предательство против Христа.
    Читайте Деяния св. Апостолов.


  • Elena

    |

    Я понимаю, о чем вы пишете. Но Христос постоянно обличал фарисеев именно в лицемерии, ханжестве, в том, что они имели только вид благочестия, а внутри были гробы крашеные. Поэтому слово фарисейство ассоциируется именно с лицемерием. Понятно, что среди них были разные выдающиеся личности — Никодим, Павел и т.д. Это если говорить в историческом плане. Но если говорить о современной церкви и призывать ее к фарисейству, то это звучит очень странно. Иуда очень распространенное еврейское имя, и было много достойных людей с этим именем. Но Иуда Искариот сделал его нарицательным, и если сейчас назвать человека иудой (не в смысле дать ребенку имя), то это будет звучать как обвинение в предательстве. Вот что я имела ввиду.


  • Максим Балаклицкий

    |

    Elena,

    если пренебречь фарисейством как ПЕРЕХОДНЫМ состоянием, что останется?

    а) харизматическое вечное кружение по общинам, поиск учителей, льстящих слуху, «подбор церкви по душе» и бесконечное жевание мистического опыта ПРИХОДА к Богу. т.е. церковь вечных начинающих, учеников, первоклассников, «всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины». всегда требующих простоты, понятности и легкости. мы, мол, еще немощны, «мы только начинаем».

    б) опять ожидание, но другого мистического переживания — мгновенного освящения всего круга жизни человека. покаялся — освятился. эта теория приравнивает оправдание и освящение, устраняя обязанность верующего переосмыслить и реформировать все аспекты своей жизни согласно библейской истины. грубо говоря, сторонники такого подхода ожидают лечь спать первоклассниками и проснуться докторами наук. как известно, такого не бывает. Христос есть Путь, и этим путем нужно пройти.


  • Максим Балаклицкий

    |

    Elena,

    в том-то и вопрос, что Христос мало критиковал учение фарисеев, в отличие от других течений иудаизма. теория у них была правильная. а это уже очень много. направление верное. на них мы должны равняться, чтобы их превзойти.

    кстати, фарисеи создали тот тип иудаизма, который в христианском контексте позже займет протестантизм:

    Александр Тарасенко. Еврейская миссия в эпоху Второго Храма // Богословские размышления (Одесса). 2012. № 12. С. 84-97.

    аннотация: http://reflections.e-aaa.info/index.php?option=com_content&view=article&id=106&Itemid=118

    заказать журнал: http://reflections.e-aaa.info

    если нужно, выложу фотокопию


  • Elena

    |

    Вообще-то мы должны равняться на Христа, а не на фарисеев. Иисус призывал следовать за ним, а не за фарисеями. Фарисейство — учение фарисеев, христианство — учение Христа. Как вы думаете, где истина? Фарисеи, при всех их достоинствах, не знали Христа и не веровали в Него. А это грех (Иоан. 16, 9). Свидетели Иеговы тоже верят в Бога, там много хороших людей, но они, как и фарисеи того времени, не признают Иисуса Христа Богом. Вы же не станете призывать к тому, чтобы стать Свидетелями Иеговы? Да, многие фарисеи становились христианами. Но призывать христиан стать фарисеями?!!


  • Elena

    |

    И тут Павел говорит Божья Благодать дана нечестивым.
    Если, так то какими людьми будут наполнены наши церкви? Мы должны смотреть с любовью на грешников разных типов пойманных в ямах греха, демонстрирующих самое глубокое нечестие и алчущих быть освобождены и прийти к пониманию Божьей благодати.

    Александр, я писала о другом. Церкви наполнены разными людьми, мы все грешники, нуждающиеся в благодати Божьей. Но, в отличие от фарисеев, эти люди христиане, верующие в Иисуса Христа, Который силен преобразить их. Услышьте меня наконец! Христос вывел этих людей из рабства, освободил из этих самых ям греха. Они стремятся к более полному познанию Христа, для чего же им становиться фарисеями, которые Христа отвергали?! «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию,которое [впрочем] не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово» (Гал.1, 6-7).
    Прославляться должен только Христос, и призывать надо только ко Христу, а не к фарисейству, как это делает автор —

    «Нам нужно стать фарисеями, потому что фарисей тверд в вере, требователен к себе и другим»

    . Многие коммунисты тоже были тверды в своих убеждениях, умирали за свою «веру», были требовательны к себе и к другим. Но ведь не стал же автор призывать христиан стать коммунистами.
    Извините, у меня создалось впечатление, что мы не понимаем друг друга.


  • Elena

    |

    Александр, вы меня не поняли. Никто не оспаривает благодать. Автор статьи призывает нас стать фарисеями, если вы прочитали эту статью. Я пишу только о том, что нельзя призывать христианина стать фарисеем. Автор с этим не согласен. Вы тоже? Что же, мы замечательно пообщались, каждый остался при своем. Всякое мнение имеет право быть. Всего вам доброго.


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"